Российская Информационная Сеть
15 мая, 16:13

Украина оказалась между двух огней

Украина оказалась между двух огней Украина не готова к получению перспектив членства в Евросоюзе. Не готовы к этому и страны ЕС, заявила в интервью журналу "Фокус" комиссар Европейского союза по внешней политике и политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер.

Причина отказа типична: страны ЕС смущает украинская "непрекращающаяся политическая турбулентность". Первоочередная задача сейчас - облегчение визового режима для этой страны, но переговоры по данному вопросу начнутся не раньше, чем будет решена "проблема с контрабандой товаров и переправкой нелегалов".

Апрельские тезисы еврокомиссара звучали более оптимистично: Ферреро-Вальднер говорила о возможности завершения переговоров об ассоциированном членстве Украины в Евросоюзе до конца текущего года. Кстати, немедленно вслед за этим Еврокомиссия распространила заявление о том, что Украина не достигла прогресса в проведении политических реформ, чем поставила вышеозвученное обещание под сомнение.

Ющенко же, как известно, возлагал большие надежды на новую инициативу "Восточное партнерство" - которая хоть и не является автоматическим пропуском в ЕС, но предусматривает максимальное сближение стран-партнеров с Евросоюзом. В то же время в Киеве хотели, чтобы перспективы членства были обозначены в этой программе более внятно - чего, как известно, не произошло.

Кстати, председатель комитета Бундестага по иностранным делам Рупрехт Поленц заранее не рекомендовал новым партнерам обнадеживаться: по его словам, после большого расширения ЕС в 2004 г. присоединение новых членов сообщество просто не осилит. Вместо этого таким странам, как Украина, предлагаются "программы, которые в будущем могут облегчить обсуждение вопроса о членстве в ЕС", но будущее это не наступит как минимум в течение десять лет.

После саммита "Восточного партнерства" было очевидно: Киев разочарован тем, что ЕС, по сути, пошел по пути НАТО и вместо понятных перспектив "порадовал" восточных соседей специально придуманным для них "суррогатом". Но украинский президент вынужден был комментировать результаты саммита с хорошей миной: дескать, Брюссель "ощущает необходимость отдельной формулы отношений со странами Восточной Европы, не являющимися членами Евросоюза", а тот факт, что формат этого взаимодействия "формулируется отдельно" (то есть без обещаний членства) "показывает значение и особенность этих отношений".

На самом деле посредством подобных маневров ЕС пытается продемонстрировать восточным соседям не столько искреннюю заинтересованность в их судьбе (весь интерес сводится к контексту энергобезопасности самих европейцев), сколько максимально "выбить" их из-под российского влияния. Не зря в связи с "Восточным партнерством" политологи заговорили о попытке создания нового "санитарного кордона" вокруг России. Брезгливое нежелание принимать бывшие постсоветские республики в свои объятия европейцы компенсировали деньгами: как известно, в рамках программы шести бывшим советским республикам до 2013 г. будет выделено euro350 млн в виде дополнительной финансовой помощи.

При этом западные обозреватели не скрывают: участников программы "Восточное партнерство" (Армению, Азербайджан, Белоруссию, Грузию, Молдавию и Украину) в Европе считают не более чем "хламом", который, однако, не должен достаться России. У Европы есть свои задворки, где в беспорядке свалено старье, оставшееся от предыдущих хозяев, и безвкусные подарки, от которых не удалось избавиться, отмечает испанская газета El Pais. Но, во-первых, на этих задворках проживают 75 миллионов человек, во-вторых, "оказывается, что у нас есть еще один сосед, положивший глаз на этот двор, и он намерен привлечь или сохранить этих соседей на своей орбите".

Чего в ЕС изо всех сил пытаются не допустить. "Перед Европейским союзом стоит небогатый и непростой выбор, к тому же со временем ухудшающийся", - пишет "Торребланка". Если в 1990-е Россия пребывала в упадке, а расширяющийся Евросоюз был гораздо привлекательнее для стран бывшего советского блока, то теперь оправившаяся Россия намерена вернуть свое влияние в зоне с помощью либо давления, либо поощрения, а привлекательность Евросоюза, не желающего относиться к "партнерам" на равных, снижается. Однако Брюссель в этом не виноват: его "мягкие постмодернистские манеры сталкиваются с грубостью этих соседей, более интересующихся выживанием, чем тем, что о них скажут, и привычных к классическим властным играм, где тестостерон еще не вышел из моды", резюмирует обозреватель издания.

В то время как Запад действует по схеме "и хочется, и противно", условия России ограничиваются первым пунктом. Но - во всяком случае, в формулировках некоторых отечественных политиков - не менее жестким. Если Запад обещает распахнуть свои двери тому же Киеву, как только там помирятся Ющенко с Тимошенко (то есть прекратится политический кавардак), Москва объясняет: одной демократии для конструктивных отношений мало. Точнее, дело даже не в демократии.

Отношения России и Украины должны иметь статус "особых" - по аналогии с "особыми отношениями", которые установились между США и Великобританией в 50-е годы прошлого века. Однако для этого Украина должна предоставить России ряд гарантий, цитирует депутата Госдумы, первого заместителя председателя комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Константина Затулина "Росбалт".

По словам Затулина, Россия хотела бы получить от Украины следующие гарантии: официальное провозглашение и законодательное закрепление нейтрального, внеблокового статуса; федеративное устройство Украины; придание русскому языку статуса государственного; сохранение православного русско-украинского единства в лоне Московского Патриархата. "Отсутствие какого-либо из этих условий не дает нам гарантий того, что наши усилия (связанные с проектом ЕЭП, с отдельными бизнес-проектами, с предоставлением кредита или иной срочной помощи Украине, решением вопроса о газе и т.д.), на самом деле, не пропадут даром. Отсутствие какой-либо из этих гарантий сохраняет риски для российско-украинских отношений при любой власти. Таким образом, именно достижение указанных гарантий и есть наиглавнейшая цель России на Украине", - считает российский парламентарий.

Конечно, поддержка свободы и демократии, консолидация политических сил на Украине важны Кремлю, но при условии "ослабления откровенно антироссийских политиков и сил, вытеснения их сторонников из государственного аппарата, обеспечения особого статуса прав и полномочий Крыма, борьбы с попытками реабилитации и героизации ОУН - УПА".

Если Украина этих гарантий не предоставит, то Россия "может пойти конфликтным путем" - то есть прийти к выводу, "что совсем необязательно Украина должна сохраняться как государство в интересах российской политики". "Если Украина враждебна России, если она встраивается во враждебный блок, если она соответствующим образом ведет себя по отношению к русскому населению, занимается его ассимиляций и достигает в этом успехов, то в таком случае не вижу причин, по которым в России на самом деле не возобладает точка зрения, что чем хуже для такой Украины, тем лучше для России. Это очень конфликтный путь, очень неприятный путь, но если мы - реалисты, мы должны понимать, что он абсолютно не заказан", - предупредил Затулин.

Таким образом, Украина снова оказывается меж двух огней: с одной стороны, от нее требуют цивилизованной демократии, с другой - угрожают за чрезмерные проявления этой демократии многообещающей перспективой развала ее как государства. Первое - цивилизованная (привычная европейцам) демократия в киевском исполнении является практически неосуществимым проектом, но и второе - отречение от всех "самостийных" ценностей (во всяком случае, при нынешней власти) малореально. Так что Киеву не позавидуешь.

Но в одном Запад точно выигрывает этот раунд битвы за Украину - во всяком случае, там не грозят "пойти конфликтным путем". А это, с учетом расшатанной нервной системы украинского кума Саакашвили, уже немаловажно.

nbsp;RIN 2000-