Российская Информационная Сеть
22 июня, 16:39

Подробности осетинского покушения

Подробности осетинского покушения Постепенное обострение обстановки в Ингушетии, похоже, подошло к кульминации. Утром в понедельник, 22 июня, мощный взрыв разметал кортеж президента республики Юнус-Бека Евкурова, следовавшего на работу в Магас. Президент получил тяжелые ранения, и на неопределенное время выбыл из строя.


Теракт произошел в 08:40 утра недалеко от поворота с федеральной трассы "Кавказ" на шоссе, ведущее в столицу республики Магас. Пока что все обстоятельства покушения на Юнус-Бека Евкурова до конца не ясны. По одним данным, взорвался припаркованный на обочине автомобиль. По другим - террорист-смертник вклинился на автомобиле в колонну президента и привел в действие взрывное устройство, несмотря на попытки машины сопровождения оттеснить его в сторону.

Версия об участии в теракте самоубийцы пока является преобладающей. Источник в республиканском МВД даже уточнил, что террористы (а готовил теракт явно не один человек) использовали в качестве передвижной бомбы "Лексус" с московскими номерами. По другим данным, для преступления была использована другая иномарка - Toyota Camry. Возможно, это должно было бы усыпить бдительность охраны президента, так как обычно боевики, как и прочие преступники, предпочитают использовать неприметные "Жигули" различных серий.

Если подтвердится версия о непосредственном внедрении террориста в президентский кортеж, то это покушение будет в точности похоже на попытку устранить прежнего главу республики Мурата Зязикова, совершенную в апреле 2004 года. Тот инцидент произошел всего в нескольких сотнях метров от места сегодняшнего теракта.

Правоохранительным органам еще не удалось установить точную картину происшествия. Мощность бомбы в сообщениях информационных агентств оценивалась то в 10 килограммов, то в 200 килограммов взрывчатки в тротиловом эквиваленте. Наконец, представитель федерального СКП назвал более близкую к истине цифру - 70 килограммов взрывчатки.

По официальным данным, в результате теракта погиб один человек и трое получили ранения. Ранее поступали сведения о четырех погибших и пяти раненых. Среди погибших назывался младший брат Евкурова Увайс, но сообщения о его гибели не подтвердились. По информации "Ингушетия.org", погиб водитель автомобиля, в котором ехал Евкуров, а позднее в больнице скончался личный телохранитель президента. По сведениям издания, у главы республики повреждена печень, он также получил сотрясение мозга.

Евкурову была сделана успешная операция, но для дальнейшего лечения его было решено отправить в Москву, как и других пострадавших. Покушение на президента Ингушетии естественно привлекло внимание высшего руководства страны. Президент России Дмитрий Медведев обсудил ситуацию в республике с главой МВД Рашидом Нургалиевым и директором ФСБ Александром Бортниковым.

В Москве уже заявили о связи том, что покушение связано с профессиональной деятельностью Евкурова, в связи с чем уголовное дело по факту теракта возбуждено по статьям УК РФ "посягательство на жизнь государственного деятеля", "посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа" и "незаконный оборот оружия". Ответственность за теракт никто не взял, но в СКП считают, что за ним стоят боевики ваххабитского подполья. Ранее они взяли на себя ответственность за убийство дагестанского министра внутренних дел Адильгерея Магомедтагирова.

Евкуров проработал президентом Ингушетии чуть более полугода. Он встал во главе республики в конце октября 2008 года после отставки Мурата Зязикова, которого в Кремле посчитали не способным справиться ни с коррупцией, ни с боевиками.

Евкуров, как и Зязиков, является выходцем из силовых структур. Зязиков пришел в республику с должности замначальника Астраханского областного управления ФСБ, а Евкуров служил замначштаба Приволжско-Уральского военного округа, но в отличие от своего предшественника имел боевой опыт. Гвардии полковник десантных войск, Евкуров участвовал в первой чеченской кампании, а в 1999 году командовал российскими миротворцами в Боснии, которые совершили знаменитый марш-бросок на Приштину, опередив соединения стран НАТО.

В качестве президента Ингушетии перед Евкуровым стояли две основные проблемы: коррупция и бандитское подполье. Чтобы противостоять боевикам, ингушский президент объединил усилия с своим чеченским коллегой Рамзаном Кадыровым. С середины мая на границе двух республик не прекращаются операции по уничтожению бандформирований, находящихся предположительно под личным командованием лидера боевиков Доку Умарова. Сообщалось о его ранении, а затем и о гибели, но официального подтверждения эта информация так и не получила.

Боевики со своей стороны наносили ответные удары: 20 мая был убит замначальника юридического отдела УФСБ Ингушетии Магомед Тохов, 3 июня взорвали начальника отдела собственной безопасности республиканского управления Госнаркоконтроля Ису Точиева, 10 июня была застрелена зампредседателя Верховного суда Ингушетии Аза Газгиреева, 13 июня убит бывший вице-премьер Ингушетии Башир Аушев. И это только высокопоставленные чиновники, погибшие в течение последнего месяца, не считая рядовых сотрудников силовых структур.

Другой заботой Евкурова стала борьба с коррупцией. Ее масштабы потребовали экстраординарных мер, и в середине июня президент открыл горячую линию для принятия жалоб, опубликовав номер своего мобильного телефона. Конечно, президент сам не мог отвечать на звонки, которых, по данным правительства республики, только в первый день работы линии поступило более 150. Но смысл акции заключался в том, что Евкурову в течение нескольких минут докладывали о сути жалоб, а он, в свою очередь, тут же отдавал соответствующие указания.

По данным пресс-службы правительства, основное содержание жалоб касалось невыплаты зарплат и пособий, вымогательстве взяток и откатов чиновниками, обнаружении тайников с оружием и боеприпасами и появлении подозрительных людей. Активность президента на фронте борьбы с коррупцией могла вызвать недовольство у тех, кого затронули принятые меры, и у этих людей вполне могли быть общие интересы с боевиками в том, что касается устранения Евкурова.

По крайней мере частично покушавшимся удалось добиться своего - нейтрализовать Евкурова на неопределенное время. Оперативное руководство республикой временно осуществляет премьер-министр Ингушетии Рашид Гайсанов. В Назрановском районе республики, на территории которого было совершено покушение, введен режим контртеррористической операции (КТО). Уже ходят слухи, что его могут распространить на всю территорию республики. Но маловероятно, что федеральный центр пойдет на этот шаг: ведь всего несколько месяцев назад был отменен режим КТО в Чечне, введенный еще в 1999 году, и после заверений о том, что обстановка на Северном Кавказе вошла в норму, Кремлю вряд ли захочется признавать, что все последние покушения и убийства являются не разрозненными инцидентами, а эпизодами организованной диверсионной войны.

nbsp;RIN 2000-