Российская Информационная Сеть
3 июля, 14:36

Большой театр может не пережить реконструкцию

Большой театр может не пережить реконструкцию Недавно культурная общественность содрогнулась: Большой театр в опасности. Мэр Москвы Юрий Лужков, объезжая городские стройплощадки, завернул посмотреть на реконструкцию главного культурного учреждения страны.

После нескольких резких заявлений ("Я не хочу никого пугать, но решение об укреплении фундаментов надо принимать срочно") всем стало ясно, что Большой вот-вот уйдет под землю, и удержать гибнущее здание на поверхности способна только мэрия. "Известия" разбирались, как и от чего надо спасать Большой театр.

Отношение московского начальства к реконструкции Большого с самого начала было неоднозначным. Мэр не раз критиковал избранный способ осовременивания театра, а 3 года назад даже демонстративно вышел из состава попечительского совета в знак несогласия с проектом реконструкции Большого. Впрочем, существенно повлиять на ход работ город был не в состоянии: заказчик - федеральное министерство, деньги тоже федеральные, тендер на подряд выиграла немосковская компания ЗАО "СУИпроект" (обойдя столичные фирмы). Но недавно все изменилось: в мае президент Дмитрий Медведев создал специальную рабочую группу по реконструкции театра под руководством замглавы администрации Александра Беглова. От Москвы в нее вошли Юрий Лужков и глава стройкомплекса Владимир Ресин - такой вот "спасательный десант".

Появлению мэра на стройплощадке предшествовало письмо от вице-президента Российской академии архитектуры и строительных наук Вячеслава Ильичева, который отвечал за подземную часть проекта реконструкции. Подписано десятью авторитетными архитекторами, в том числе президентом академии Александром Кудрявцевым, академиком Владимиром Травушем и бывшим главным архитектором реконструкции Большого Никитой Шангиным. Общее содержание: в Большом дела совсем плохи...

Прибыв на стройку, высокая делегация сразу удалилась внутрь театра, журналистов с собой не взяли. Вынырнув из культурных недр, мэр всех "успокоил".

- Не хочу никого пугать, но нужно срочно проводить работы по подведению под здание нормального фундамента. Сегодня оно стоит на большом количестве временных опор, и это своеобразная опасность, - заявил он. - Мы отметили громадное количество нарушений в строительстве, очень опасных моментов, связанных с устойчивостью исторического здания Большого театра. Надо срочно закрывать заднюю часть театра, которая представляет собой открытый воздух. Кроме того, нужно минимум в два раза увеличить потенциал строительных организаций, которые здесь работают.

Напомним, за две недели до мэрского десанта стало известно о том, что подрядчиков отстраняют от работ - будут привлечены другие структуры (среди возможных участников три московских гиганта). Хотя бывший генподрядчик останется в проекте под вывеской "СУИпроект Обособленное подразделение N 1" - чтобы не проводить дополнительный тендер. Времени и так в обрез, первый спектакль должен состояться в октябре 2011 года. Генеральный директор театра Анатолий Иксанов в это верит.

- Театр прочно стоит на фундаменте и не собирается уходить под землю, - заявил он в четверг агентству РИА Новости. - Вообще укрепление фундамента с самого начала было одной из наших главных задач. Почему это стало сенсацией, мне непонятно...

Что именно происходит в Большом? За подробностями "Известия" обратились к новому главному архитектору (он занимает эту должность с февраля 2009 года) проекта реконструкции Большого театра Юрию Стефанчуку.

- В чем главная сложность реконструкции Большого театра?

- Превратить театр в современное сооружение можно только за счет подземного пространства - расширяться ему практически некуда. Изначально у Большого не было подвала - теперь он есть. Это 6 подземных этажей - более 20 метров в глубину. Подземные этажи появились под всем существующим зданием за исключением зрительного зала. Сзади за Копьевским переулком стоит так называемый дом Хомякова - это служебный корпус, в котором размещены помещения театра и репетиционные залы. Подземная часть доходит и до него. Это очень много - практически второй театр. Под землей разместятся современные склады для декораций и технические службы. Произошло также расширение театра за счет боковых фасадов и задней сценической части. Кроме того, со стороны сквера появится новый подземный репетиционный зал - тоже 5-этажное помещение (6-й этаж технический) на 300 мест.

- Существует ли угроза устойчивости здания, о которой говорил московский мэр?

- Не забывайте, что Большой - не современное, связанное монолитом, арматурой, сеткой здание, а дом достаточно старой постройки, возведенный с использованием малокачественного кирпича и раствора. Не Парфенон, словом. Естественно, сооружение новой подземной части под таким зданием - это сложнейшая и ответственнейшая работа. Под стены существующего здания были подведены новые фундаменты. Теперь театр надо перевести со старых фундаментов на новые. Это сложная технологическая операция, которая сейчас находится в завершающей стадии, но ни о каком "перекосе" или "обрушении" речи быть не может.

- Задняя часть театра представляет собой, по словам мэра, "открытый воздух". Это опасно?

- Заднего фасада сейчас действительно нет - его и не должно быть. Через этот огромный проем устанавливаются фермы, стены, конструкции. Конечно, сверху все должно быть закрыто - так называемый тепловой контур должен быть замкнут, чтобы в заморозки грунт не промерзал и не пучился. Естественно, до холодов все будет закрыто.

- Юрий Лужков во время визита на стройплощадку Большого театра упоминал о временных опорах и о "своеобразной опасности", которую они представляют...

- Действительно, театр стоит на временных сваях - но ничего экстремального здесь нет. Многим представляется, что это какие-то деревянные слеги, которыми подперли накренившееся здание... Это мощные колонны, которые могут стоять не меньше, чем основные опоры. Они уже держат вес здания несколько месяцев. Зачем это сделано? Под всем театром сооружается железобетонная конструкция, которая представляет собой систему стен высотой 20 метров. На этой глубине расположено основание - железобетонная плита. Сверху - распределительная плита, объединяющая старые кирпичные стены. Между двумя плитами сооружается монолитная стена - она-то и станет в итоге постоянным фундаментом. Сейчас предстоит перевести здание на эту стену, а сваи убрать. Театр никто никуда не переносит и не сдвигает - просто подложили новые стены под старые.

- Как именно и как скоро это произойдет?

- Стена практически готова - оставлен зазор буквально в 20 см. Сюда под давлением (чтобы избежать появления трещин) будет закачан бетон, который тщательно заполнит это расстояние. Единственная задача - осталось просчитать на компьютере порядок удаления свай, чтобы нагрузка распределялась плавно. Хочу подчеркнуть, что все это делается в рамках проекта - никакой срочности здесь нет.

- Насколько обоснована смена подрядчика?

- Предыдущему подрядчику, скажем так, не всегда хватало квалификации.

- Мэр пообещал увеличить количество строителей с 600 до 2000. Это необходимо?

- Не помешает. Сейчас, на мой взгляд, работы ведутся недостаточно интенсивно. Нужны ли две тысячи рабочих на площадке - не уверен: должен быть график, сколько работ можно делать одновременно, во сколько смен люди работают. Можно ведь добавить столько, что они будут толкаться локтями и падать в котлован...

- Какова судьба так называемой "северной колоннады" - портика Бове, который планировалось сохранить?

- Окончательного решения пока нет. Был вариант встроить его в интерьер подземного репетиционного зала, но уже сейчас понятно, что туда он не очень вписывается. На мой взгляд, лучшим выходом было бы поставить его снаружи между основным зданием и новой сценой. Состояние колонн, правда, не очень хорошее - утрачены капители. Но все равно можно было бы показать сохранившуюся подлинную часть - впрочем, это мое личное мнение, решение остается за Москвой.

- Все это напоминает затянувшийся ремонт в квартире - меняются прорабы, строители, отделочники, а процесс идет ни шатко ни валко.

- Не забывайте, что театр закрыли только в 2005 году - до этого шло проектирование, активная стадия работ началась только после закрытия. Четыре года - не так уж много для такого сложного объекта. Здесь лучше найти наиболее правильное решение, чем поторопиться.

nbsp;RIN 2000-