Российская Информационная Сеть
26 мая, 11:04

Самарская хоральная синагога все еще ждет своего собственника

Самарская хоральная синагога все еще ждет своего собственника В ночь с 4 на 5 мая в стене Самарской хоральной синагоги произошел пролом стены. "Новости рынка недвижимости" уже освещали на своих страницах ситуацию, связанную с бытием нынешнего памятника федерального значения, бывшего и хлебозаводом, и объектом религиозного назначения.

Напомним, вкратце суть вопроса. Синагога, построена в 1908 году архитектором Клейнерманом на средства многочисленной еврейской диаспоры Самары с одобрения и при поддержке всех уровней власти.

В годы революции здание синагоги было национализировано, профильная деятельность религиозного заведения по понятным причинам была прекращена, на ее территории вначале расположился клуб "Коминтерн", а в 1929 году - хлебозавод, который, увы, за десятки лет своей деятельности нанес урон как внешнему виду здания, так и его внутреннему содержанию.



В период становления демократии, когда в России появились первые признаки экономической стабильности, синагога была признана памятником архитектуры регионального значения, который затем перешел под опеку "федералов".


По своим архитектурным и прочим достоинствам, даже в нынешнем своем состоянии, когда одним из сомнительных украшений здания стали неприличные слова, синагога все еще считается вторым в Европе культовым зданием по уникальности своего архитектурного решения.


Десять лет назад усилиями Самарского еврейского национального центра (СЕНЦ) работа хлебозавода в стенах синагоги была прекращена. Правда, в результате внутренних разногласий общественно-религиозная организация, каковой является СЕНЦ, грубо говоря, объект "слила", упустив реальную возможность восстановить памятник и использовать для своих нужд. Пока длилось легкое замешательство местных еврейских организаций, синагога досталась Международной организации американских хасидов - Иудейскому религиозному обществу во главе с его раввином Шломо Дайчем, прибывшим в Самару для исполнения своих религиозных обязанностей, но с обязательством - вернуть синагоге ее первозданный вид. Что происходило последние 10 лет в стенах здания, история умалчивает. СЕНЦ и общественность заговорили о хоральной синагоге снова в полный голос лишь тогда, когда стало понятно - Самара может потерять здание навсегда.


По условиям договора, заключенного между Иудейским религиозным обществом и областью, реставрационные работы по восстановлению синагоги должны были завершиться еще 4 года назад. По факту в здании синагоги вот уже несколько лет нет ни отопления, ни каких-либо других коммуникаций. Ее постоянными обитателями стали местные бомжи и наркоманы.


По настоянию действующих в Самаре еврейских организаций, объединяющих 90% всех религиозных и общественных объединений Самары и Самарской области, среди которых СЕНЦ, Конгресс еврейских религиозных организаций Самарской области, государственные органы вроде бы увидели необходимость разорвать отношения между Иудейской религиозной общиной и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области.


Первые судебные разбирательства по вопросу ненадлежащего исполнения обязательств прошли в сентябре прошлого года. СЕНЦ, выступающий в судебных разбирательствах третьим лицом, более всех был заинтересован в разрыве договора аренды, надеясь вернуть здание себе и полагая, что оно принадлежит ему по историческому праву.


Ряд судебных слушаний по этому делу на протяжении полугода привел к тому, что 19 января этого года было принято мировое соглашение между истцом - Росимуществом - и ответчиком - Иудейским религиозным обществом Самары, в рамках которого был предусмотрен план реконструкции и реставрационных работ. Правда, чуть позже арбитражный суд принял "правильное" решение, и в конце января СЕНЦ отпраздновал скромную юридическую победу - спор в арбитражном суде Самарской области между истцом - Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области - и ответчиком - Иудейским религиозным обществом города Самары - завершился вроде бы положительным для синагоги результатом. Здание должно было вернуться на баланс государства.


Однако 11-й апелляционный арбитражный суд решением от 21 апреля отменил решение нижестоящей инстанции, и теперь у синагоги практически не осталось шансов на выживание.


По словам Михаила Каплана, председателя СЕНЦ, действия раввина Шлома Дайча в отношении синагоги носят намеренный характер, никаких оснований у суда принимать решение в пользу Иудейской религиозной общины, и без того уничтожившей синагогу, нет, и вопрос даже не в том, что территориальное управление не хочет передавать синагогу СЕНЦу. Вокруг дела много непонятного и недоговоренного. В первую очередь относительно того, что в принципе в Самаре происходит с памятниками. Не успело сердце Самары отболеть по бане на улице Арцыбушевской, снесенной ради реализации очередного строительного проекта, как вокруг синагоги возникло неприятное оживление.


В канун майских праздников окрестные жители заметили возгорание на территории синагоги и якобы даже видели пожарную машину рядом с объектом, хотя сами пожарные отрицают выезд.


И, наконец, в ночь с 4 на 5 мая в стене синагоги был обнаружен внушительный пролом. И дело не в кладке, которая не выдержала груза времени. С технической стороны синагога еще послужит, дайте только возможность. Правда, в том случае, если странные происшествия не приведут к чему-то более трагическому. Из-за недомолвок, нежелания представителей администрации общаться с докучливым СЕНЦем история с синагогой обрастает многочисленными слухами - поговаривают, что здание вот-вот взорвут, а на его месте должен появиться кошерный ресторан.


Речь председателя СЕНЦа в диалоге с администрацией чаще всего звучит соло, все письма-обращения к Президенту РФ, губернатору, в генпрокуратуру и т.д. возвращаются с отписками. В настоящий момент единственный, кто проявил неподдельный интерес к ситуации, - министерство культуры Самарской области и его глава Ольга Рыбакова. В канун 9 мая министерством была назначена комиссия по обследованию состояния здания. В процессе подготовки материала мы направили официальный запрос в министерство культуры Самарской области с просьбой ознакомить с результатами работы комиссии, а также по возможности представить план мероприятий, касающихся дальнейшей судьбы многострадального здания. Ответа пока мы не получили, но будем следить за дальнейшим развитием событий.


На вопрос, почему СЕНЦ не обращается в Росохранкультуру, Михаил Григорьевич Каплан отвечает: что они могут решить? Может быть, в таком случае следует выступить в суде не как третье лицо, а в качестве истца? Тут другой казус - по иудейским религиозным законам, а СЕНЦ в какой-то степени представляет и религиозные организации Самарской области, еврей на еврея не имеет права подавать в суд, такой вот негласный моральный кодекс, который странным образом не распространяется на случай с сохранением памятника.


Михаил Каплан все еще надеется решить вопрос в пользу хоральной синагоги, эмоционально восклицая: "Есть закон, по которому синагогу должны нам вернуть. И не нужно потом приставать к нам ни с какими деньгами, ни с какими вопросами. Это наш памятник - верните его! Мы уже не просим, мы требуем: верните нам наш памятник! Дальше наша проблема - восстановить его или перестроить, все зависит от того, в каком состоянии будет здание. Синагога уже 6 лет без отопления, электроснабжения, без коммуникаций, все разрушено, нет ни одного целого окна. Непонятно, какими глазами судьи на все это смотрят. У меня есть письмо, в котором Росимущество требует заключить мировое соглашение с Иудейской религиозной общиной. За что?".


Нет ответа - классическая ситуация, и ответ от классика - ждем-с.

nbsp;RIN 2000-