Российская Информационная Сеть
14 июля, 19:16

Россия борется с пьянством, "разбавляя" рекламу пива

Россия борется с пьянством, "разбавляя" рекламу пива Уже почти пять лет в России, занимающей третье место в мире по продажам пива, действует запрет на изображение людей в рекламе этого напитка.

В ответ на это специалисты пивоваренных компаний по маркетингу пользуются такими альтернативами, как закадровые голоса или анимированные пивные бутылки, чтобы придать живость своей рекламе. Они говорят, что эти уловки - легитимные способы обойти запрет.

Но в рамках новой антиалкогольной кампании Кремля законодатели начали ужесточать правила, призванные сделать пиво менее привлекательным для молодежи.

Результат: шумные российские любители пива, а вместе с ними и веселые пивные бутылки должны исчезнуть из эфира.

`Все одушевленное будет сведено на нет, - говорит Юлия Крантикова, менеджер московского рекламного агентства Publicis United, являющегося подразделением парижской Publicis Groupe. - Станет гораздо труднее, чем сейчас, создавать рекламу, выделяющуюся из общего ряда`.

В последние месяцы призывы принять срочные меры против пьянства среди несовершеннолетних звучали со стороны целого ряда общественных деятелей - от президента Дмитрия Медведева до патриарха Кирилла, главы Русской православной церкви. Все они указывали на то, что особую озабоченность вызывает чрезмерное потребления пива несовершеннолетними.

Хотя в России по закону разрешено потреблять алкоголь с 18 лет, на пиво это правило часто не распространяется, потому что официально оно не считается алкогольным напитком.

За последние 15 лет такие крепкие напитки, как водка, стали менее популярны среди молодежи, а потребление пива в России выросло втрое, чему способствовали низкие цены, общедоступность и нечеткость норм. С ежегодным объемом продаж порядка 17 млрд. долларов Россия занимает третье место в мире по чистому потреблению пива, уступая лишь Китаю и Соединенным Штатам. Это выгодно прежде всего зарубежным пивоваренными компаниям, контролирующим более 80 процентов рынка.

Теперь, когда в результате глобального спада сотни тысяч россиян остались без работы, лидеры страны говорят о том, что создается подходящий климат для повышения потребления алкоголя, вызванного стрессом. Поэтому Кремль обратил внимание на пиво.

Контролем за соблюдением норм занялась Федеральная антимонопольная служба России. В ведомстве говорят, что использование закадровых голосов и анимированных бутылок и кружек в рекламе пива противоречит духу действующего в стране запрета на использование в подобной рекламе людей и животных.

`Это создает впечатление чьего-то присутствия, - говорит Андрей Кашеваров, заместитель главы ФАС. - Мы не хотим, чтобы эта тенденция сохранялась`.

Кашеваров приводит рекламу марки пива, принадлежащей голландской пивоваренной компании Heineken NV, в качестве примера того, что в будущем станет неприемлемым. Один из рекламных роликов пива `Три медведя` изображает сцену на пикнике: тут и лес, и речка, и костер, и, разумеется, пиво.

Потрескивают дрова в костре, невидимые руки разливают ледяное пиво, закадровые голоса произносят игривые тосты, а трое мужчин обмениваются шутками с парой обнаженных купальщиц. Зрители знают, что купальщицы - тоже невидимые - обнажены, потому что их одежда висит на шезлонгах, а сами они сообщают о том, что забыли купальники.

Кашеваров говорит, что этот ролик изумил регулирующие органы. По его словам, замечательно, что компании подходят к делу творчески, но пивовары зашли слишком далеко.

В мае его ведомство собрало крупнейших пивоваров страны - Carlsberg A/S, Heineken, Efes Beverage Group и Anheuser-Busch InBev - и рекламные агентства, чтобы сообщить им о том, что теперь правила будут интерпретироваться более строго. Подчиняйтесь правилам или ваши ролики будут изучать в суде, сказали им. По российскому законодательству ФАС имеет полномочия налагать на компании-нарушители крупные штрафы.

Чиновники заявили пивоварам, что они больше не хотят слушать закадровые голоса распивающих пиво, равно как звон бокалов. Кроме того, неодушевленные предметы - такие, как пивные бутылки - больше не должны демонстрировать человеческие качества.

Одна из двух гигантских государственных компаний, контролирующих телевизионную рекламу в России - "Газпром-Медиа" - уже уведомила в письменной форме рекламные компании о том, что с 1 августа они обязаны подчиняться новым правилам.

В то же время, пользующийся поддержкой Кремля парламентарий Антон Беляков предложил законопроект о полном запрете рекламы пива на телевидении и радио. Сложно сказать, какова вероятность его принятия. Беляков, бывший врач, называет рекламу пива `массовой пропагандой нездорового образа жизни`.

По словам пивоваров, российский опыт показывает, что ужесточение норм не снизит продажи пива. `Ряд исследований, в которых рассматривалась взаимосвязь между рекламой и потреблением алкоголя, говорят об отсутствии убедительных доказательств того, что реклама оказывает влияние на общий уровень и стиль потребления алкоголя`, - говорит Ирина Архипова, директор по корпоративным вопросам и коммуникациям SUN InBev Russia, подразделения компании Anheuser-Busch InBev, занимающей второе место по уровню продаж в России.

Другие пивовары говорят, что они всегда найдут способ достучаться до потребителя. `Если реклама на телевидении будет полностью запрещена, то мы переориентируем нашу деятельность в СМИ таким образом, чтобы потребление [пива] осталось, по крайней мере, на нынешнем уровне`, - говорит Даниил Бриман, вице-президент по корпоративным вопросам принадлежащего Carlsberg ОАО `Балтика`, крупнейшей в России по объемам продаж пивоваренной компании.

Вадим Дробиз, независимый аналитик рынка алкоголя, говорит, что официальная кампания по борьбе с алкоголизмом является политически мотивированной и ориентированной на консервативные элементы российского общества - такие, как все более влиятельная Русская православная церковь. По его словам, она обречена на неудачу точно так же, как и последняя крупная антиалкогольная кампания 1980-х годов, когда закрывались водочные заводы и резко сокращались часы продажи алкоголя.

`Рекламу можно ограничить, - говорит Дробиз. - Но результата не будет`.

nbsp;RIN 2000-