1 августа, 10:28

Найдены следы кометы, изменившей климат

Найдены следы кометы, изменившей климат Следы падения небесного тела, рухнувшего 13 тысяч лет назад на севере современной Канады, обнаружили американские геологи.

Свою находку американские ученые сделали за тысячи километров от эпицентра древней катастрофы. В ходе геологических исследований на острове Санта-Роза в 150 километрах к западу от Лос-Анджелеса они обнаружили тонкий слой осадочной породы с высоким содержанием микрокристаллов углерода. Возраст этих отложений - около 13 тысяч лет, то есть они образовались в то время, когда в результате резкого изменения климата на североамериканском континенте вымерли десятки видов животных.

Согласно одной из гипотез, причиной гигантского катаклизма стала комета, упавшая в том месте, где сейчас находится Гудзонов залив.

Обломки кометного вещества обрушились на огромную территорию - от Великих озер до Атлантического побережья. В результате взрыва произошло кратковременное повышение температуры, вызвавшее колоссальные пожары в южной части североамериканского континента и гибель "мегафауны" - мамонтов и других видов крупных травоядных. Растаяли гигантские массивы льдов в северной Канаде, и потоки воды ринулись в Атлантику. Однако сразу после этого наступил продолжавшийся около тысячи лет период похолодания, вслед за которым началась современная геологическая эпоха - голоцен.

По мнению ученых, проводивших исследования на острове Санта-Роза, открытые отложения представляют собой весомое подтверждение "кометной гипотезы". "У обнаруженных в отложениях микрокристаллов углерода, так называемых, лонсдейлитов (особо твердых алмазов с гексагональной решеткой - ред.), характерная гексагональная кристаллическая структура, - отметил в статье, опубликованной в "Архивах Национальной академии наук" археолог из Орегонского университета Дуглас Кеннет. - Такие кристаллы образуются под воздействием мощной ударной волны, в условиях высокой температуры и давления, то есть при падении небесного тела на Землю". До сих пор, напомнил он, такие микрокристаллы углерода были обнаружены лишь в метеоритах, а также в кратерах, оставшихся на Земле после падения небесных тел.