Российская Информационная Сеть
6 августа, 13:18

Работодатели стали следить за успеваемостью студентов

Работодатели стали следить за успеваемостью студентов Ситуацию с трудоустройством выпускников вузов в условиях экономического кризиса комментирует руководитель Центра развития карьеры Государственного университета - Высшей школы экономики Ольга Борисова.

- Ольга Александровна, какие возможности трудоустройства есть на сегодняшний день у выпускников вузов? Насколько критична ситуация?

- Ситуация не столь критична, как предполагалось. Осенью прошлого года количество вакансий на рекрутинговых сайтах сократилось примерно наполовину, а к началу лета, к моменту выпуска студентов, заявок от работодателей стало больше. Но, как правило, трудоустройство гарантируется очень редко, предлагается стажерская работа. Это тоже неплохо: стажер приобретает опыт и при появлении в компании вакантной должности имеет больше шансов ее занять, чем человек со стороны.

Компании перестали активно бороться за молодых специалистов и от конкретных действий по набору кадров перешли к стратегиям HR-брендинга. В этом случае компания берет на работу лишь избранных, но постоянно напоминает, каким хорошим работодателем она является, чтобы в период экономического подъема на открывшиеся позиции пришли лучшие кандидаты.

- Изменились ли критерии, по которым компании отбирают кандидатов?

- Компании стали обращать внимание на успеваемость студентов, хотя раньше она была далеко не самым важным фактором. Работодатели открыто заявляют, что в условиях экономического кризиса могут набирать "звезд", и интересуются, какое место занимал студент в рейтинге на своем курсе. Думаю, для студентов это хороший стимул к учебе. Большинство работодателей более внимательно относятся к знанию английского языка - если раньше на это могли закрыть глаза (при необходимости можно сотрудника на курсы отправить), то теперь проверяют и письменную, и устную речь.

В остальном критерии отбора молодых специалистов остались прежними - желателен опыт работы, умение работать в команде, коммуникабельность и, конечно, высокий уровень подготовки для работы в выбранной сфере. Приветствуются обладатели дипломов престижных вузов, хотя, если человек прикрывается только "корочкой", она не спасет.

Есть мнение, что трудоустройство выпускников в условиях кризиса осложняется завышенными зарплатными ожиданиями.

- По нашим оценкам, зарплатные ожидания у молодых специалистов совсем не такие, как прошедшей осенью или зимой. Когда кризис только начался, они по инерции рассчитывали на высокие зарплаты, а сейчас, конечно, стали более лояльными.

Какие еще факторы, помимо собственно экономического кризиса, ограничивают возможности выпускников при поиске работы?

На мой взгляд, у большинства выпускников вузов не достаточно сформированы навыки, благодаря которым шансы найти хорошую работу возрастают. Выпускник, впервые вышедший на рынок труда, не всегда умеет позиционировать себя на рынке труда, презентовать себя потенциальному работодателю. Некоторые вузы, в том числе Высшая школа экономики, пытаются решить эту проблему.

Практика показывает, что студентам, участвовавшим в тренингах Центра развития карьеры, в ярмарках вакансий, найти работу проще даже в условиях экономического кризиса. Все это, разумеется, не входит в обязательный учебный план, но абсолютно бесплатно для студентов.

Мы стараемся донести до наших ребят важную мысль: искать работу - это не страшно даже в условиях кризиса, если ты хорошо учился, проходил стажировки, если у тебя есть желание работать. Молодые люди должны понимать, что поиск работы - это отдельная работа, которая в нынешних условиях может затянуться на месяц-другой.

- Как вы оцениваете комплекс мер, предпринимаемых Минобрнауки для облегчения трудоустройства молодых специалистов?

- Многие меры вполне адекватны.

Например, принятый 2 августа закон о создании бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ, позволит создавать дополнительные рабочие места для выпускников. Наш университет, кстати, предвосхитил ситуацию: в ГУ-ВШЭ давно существует бизнес-инкубатор, где создаются рабочие места для студентов.

nbsp;RIN 2000-