Российская Информационная Сеть
10 августа, 19:34

Сухогруз Arctic Sea никто не ищет

Сухогруз Arctic Sea никто не ищет Поиски сухогруза Arctic Sea, исчезнувшего в водах Атлантики 29 июля, пока не ведутся, хотя оповещение уже передано всем военным судам ВМФ России. Как утверждает редактор сайта "Морской бюллетень - Совфрахт" Михаил Войтенко, масштабная операция может начаться лишь через несколько дней.

"Заявления ВМФ о том, что в район исчезновения судна будут направлены корабли, декларативны, - отметил Михаил Войтенко в беседе с корреспондентом Infox.ru. -Хотя бы потому, что предполагаемый район поисков находится не в нейтральных водах, а в прибрежной зоне нескольких государств. Поэтому никто им не разрешит там работать. Обычно поисково-спасательные операции начинаются после обращения компании-оператора, но по моей информации, пока это не было сделано. Кроме того, поиски могут быть начаты по заявлению государства. В данном случае это должна быть Россия, ведь на борту судна 15 российских граждан, но, насколько мне известно, пока от России подобного заявления не поступало".

В главном штабе ВМФ России пока никак не комментируют появившиеся в прессе сведения о начале поисковой операции в течение ближайших дней. По данным источника РИА "Новости" в ВМФ России, командование не исключает возможности привлечения кораблей Черноморского флота к поиску Arctic Sea. "В настоящее время четыре корабля ЧФ находятся в районе Гибралтара и через несколько дней будут проходить близ побережья Португалии. У кораблей стоит задача прибыть в назначенные сроки в порт Балтийск, однако не исключено, что по ходу движения им будет предписано обследовать район, где в последний раз Arctic Sea выходил на связь", - сказал источник в Военно-морском флоте.
Последний сигнал

Последний раз, по данным Михаила Войтенко, сухогруз, шедший из Балтийского моря в Средиземное, зафиксировали в западной части Бискайского залива 30 июля, в 1.29 по Гринвичу. До этого, по данным финских СМИ, сухогруз засекли 29 июля в проливе Ла-Манш. После этого судно бесследно исчезло - Arctic Sea должен был прибыть в Алжир еще 4 августа. На борту находятся 15 человек, все они россияне.

"В последний раз судно выходило на связь 28−29 июля, - сообщил Infox.ru оператор судна Виктор Матвеев, директор компании Solchart Management AB (архангельская компания базируется в Финляндии). - Это произошло, когда сухогруз проходил Ла-Манш. С тех пор у нас нет с ним связи. На борту находился пилолес (древесина)".

Виктор Матвеев не смог ответить на вопросы, объявлено ли судно в официальный розыск, каковы результаты расследования нападения на сухогруз в Балтийском море и какие действия предпринимает компания в настоящий момент. "Я занимаюсь лишь судоходством, заданные вами вопросы не в моей компетенции", - заявил Матвеев.

Впрочем, на состоявшейся в понедельник встрече с родственниками членов экипажа в Архангельске представители компании-оператора заявили, что последний сеанс связи с судном был не 29 июля, а 1 августа.

Тем не менее конкретных данных о происшедшем и принимаемых властями мерах до сих пор нет. После появления сообщений о пропаже Arctic Sea стало известно, что к поискам подключилась ФСБ России. Информацию родным моряков компания-оператор и спецслужбы дают в дозированном виде, отмечают эксперты.

Российский профсоюз моряков недоумевает по поводу сложившейся ситуации. "По нашей информации, компания-оператор поставила в известность соответствующие службы о пропаже судна, - заявил Infox.ru управляющий делами Балтийской территориальной организации Российского профессионального союза моряков Сергей Каулин. - К сожалению, оператор дает весьма дозированную информацию, поэтому в настоящий момент известно мало. Известно, что на борту судна было 15 российских моряков (в основном из Архангельска), судно загрузилось древесиной в Финляндии, а 4 августа должно было прибыть в порт Беджаи в Алжире. Честно сказать, в этой истории очень много неясного. Я впервые сталкиваюсь с тем, что компания-оператор сообщила об исчезновении судна лишь через несколько дней. Непонятно, почему не сработала система оповещения. Мы очень надеемся на благополучный исход этой истории".
Захват и исчезновение

Сухогруз Arctic Sea длиной около 100 м и водоизмещением 4706 т под мальтийским флагом вышел с грузом леса из порта Якобстад в Финляндии 22 июля. 4 августа он должен был прибыть в Алжир, а 8−9 августа вернуться в Финляндию. По данным компании Stora Enso - крупнейшего в Европе производителя бумаги, сухогруз вез из Финляндии в Алжир 2 тыс. куб. м древесины стоимостью euro300 тыс.

Как сообщает DPA, древесина была лишь частью груза (около 20%), оцениваемого в euro1,3 млн. Что еще перевозил сухогруз, пока остается тайной.

В ночь на 24 июля в Балтийском море, рядом со шведским островом Оланд, судно подверглось нападению неизвестных. Восемь человек в черных масках и жилетах с надписью "полиция" ворвались на судно, избили экипаж, отключили мобильные телефоны и повредили радиооборудование. Затем 12 часов они обыскивали сухогруз в поисках наркотиков. Ничего не найдя, нападавшие покинули судно, а сухогруз последовал дальше.

Судовладелец, директор компании Solchart Management AB Виктор Матвеев сообщил о происшедшем властям Финляндии, а те послали запрос в полицию Швеции. Там началось расследование по факту нападения, однако следователи с 28 июля не могут связаться с экипажем - спутниковый телефон не работает.

Шведская полиция отрицает свою причастность к нападению на судно, однако по данным местных СМИ, не исключено, что на Arctic Sea действительно ворвались сотрудники отдела по борьбе с наркотиками, перепутав в темноте подозреваемое в контрабанде судно.

Остается неясным, зачем ворвавшиеся на сухогруз люди повредили оборудование и почему экипаж не зашел в ближайший порт для разбирательства.

Спустя пять дней после инцидента Arctic Sea пропал. По данным испанской береговой охраны, через Гибралтар в Средиземное море сухогруз не проходил, то есть он остался в Атлантике. Радиус пространства, где может сейчас находиться судно, по оценкам экспертов, составляет 3000−3500 миль.
Странный груз

По мнению Михаила Войтенко, судно могли угнать, повредив систему оповещения AIS; ее могли демонтировать и переставить на другое судно. Войтенко утверждает, что затонуть в полной неизвестности сухогруз не мог: в Атлантике обломки судна могли обнаружить другие суда, кроме того, Arctic Sea успел бы передать сигнал бедствия.

"Наверное, можно с высокой степенью вероятности предположить, что весь сыр-бор из-за какого-то очень серьезного груза или материала на борту, мне кажется, посерьезнее, чем наркотики. Могу добавить от себя лично: ничего подобного не встречал ни в своей жизни, ни в известной мне истории", - подытожил Войтенко.

nbsp;RIN 2000-