Российская Информационная Сеть
15 августа, 17:02

Азиатские технологии обгоняют мировые

Азиатские технологии обгоняют мировые Рынок мобильной связи в Европе и развитых странах других континентов уже практически насыщен. Рынок интернет-услуг в последнее время растёт в США и Европе не так значительно, как ещё пару лет назад.

Куда инвесторам вкладывать деньги? Ответ прост: в Азию. Рынок огромный, он ещё далёк от насыщения и сулит большие перспективы. Это сегодня понимают даже в России: оператор "Вымпелком" начал работать под брендом Beeline во Вьетнаме.

Влиятельная аналитическая компания Forrester Research выступила с прогнозом, в котором говорится, что к 2013 году в мире будет 2,3 млрд интернет-пользователей. Это значит, что всего за четыре ближайших года аудитория Мировой сети вырастет на 45%. В докладе также утверждается, что основным регионом по числу новых пользователей будет Азиатско-Тихоокеанский.

Основная причина столь бурного роста в регионе - огромное население и низкий уровень проникновения высоких технологий, который только-только начинает расти. Лидерство Азии по части технологий уже начинает проявляться: например, Китай уже обогнал США по количеству интернет-пользователей. Среди других лидеров по числу интернет-пользователей - Германия, Япония и Бразилия. Последняя продолжает переживать период бурного роста рынка.

А что в России? Григорий Бецков, ведущий консультант департамента фиксированной связи и широкополосного доступа "Джейсон энд Партнерс Консалтинг", в интервью "Частному корреспонденту" отметил: "В 2007 году в России было 14 млн интернет-пользователей, в 2008 году - 25 млн. По нашему прогнозу, по итогам 2009 года их станет 32 млн, 2010-го - 39 млн, в 2011 году - 51 млн, в 2012 году - 64 млн, а к 2013 году в нашей стране будет 72 млн интернет-пользователей (под ними мы понимаем людей, выходящих в Сеть не менее одного раза в месяц). Основным источником роста числа интернет-пользователей в России в ближайшие 3-5 лет будет увеличение числа домашних широкополосных подключений".

Аналитик инвестиционной компании "Финам" Татьяна Менькова добавляет: "В последние годы рост количества интернет-пользователей в России составлял 30-40% в год. В СНГ, без учёта РФ, - около 20% в год. Кризис затрудняет прогноз дальнейшей динамики. При условии быстрого восстановления экономики проникновение интернета в России через четыре года может приблизиться к 40%. Правда, проникновение интернета и количество его пользователей - разные показатели, поскольку есть интернет на работе, в различных публичных точках доступа. Мы ожидаем, что к интернет-пользователям через четыре года можно будет отнести примерно 70 млн жителей страны". По мнению эксперта, прогноз Forrester Research выглядит вполне реалистичным: "Доступность интернета 30-35% жителей Земли - вполне реалистичный прогноз с учётом активного развития интернета в развивающихся странах, в которых проживает большая часть населения планеты. В том же Китае уже сейчас более 300 млн интернет-пользователей, в Индии - 120 млн, в Бразилии - около 50 млн. Причём эти страны демонстрируют высокую динамику роста - на уровне 20% в год".

Сейчас на рынке налицо тенденция ориентации на Азию. Однако абсолютное большинство интернет-трафика проходит через США. Перейдут ли эти объёмы в Азию? Безусловно. Вопрос только в том, когда это произойдёт. Западные эксперты предсказывают, что доминированию США в интернете наступит конец уже где-то через пять лет. Сможет ли Россия стать страной - транзитёром трафика? Пожалуй, нет. В России ещё явно недостаточно развита инфраструктура для международного информационного обмена. Может быть, это хорошее направление для вложения средств? Ведь, если хорошо подготовиться к будущему, такие инвестиции в информационную инфраструктуру смогут принести неплохие дивиденды.

Азия - самый быстрорастущий рынок и для индустрии мобильной связи. Китай и Индия, две самые крупные по числу жителей страны мира, суммарно подключили уже свыше 1 млрд пользователей мобильной связи, подсчитали специалисты Cellular News. На Китай приходится около 640 млн пользователей, на Индию - около 360 млн.

Этот регион интересен мобильным операторам мира именно тем, что в этих странах проживает огромное число людей, а уровень проникновения мобильной связи ещё очень далёк от насыщения. Для сравнения: в России, по данным AC&M Consulting, уровень проникновения составляет 134% (то есть 197 млн пользователей), а в США число абонентов сотовой связи превысило число владельцев стационарных телефонов. Эксперт "Финама" Татьяна Менькова так оценивает ситуацию с рынком мобильной связи в Азии: "Страны Юго-Восточной и Южной Азии являются лидерами по приросту абонентской базы мобильной связи как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Чем обусловлен бурный рост рынка в регионе? Низкое проникновение сотовой связи на фоне роста доходов населения, связанного с развитием экономики, а также строительство сетей мобильной связи. Ещё несколько лет назад развивающиеся азиатские страны заметно отставали по проникновению и доступности сотовой связи не только от Европы и США, но и от России, однако сейчас они стремительно навёрстывают отставание. В то же время нельзя назвать этот рынок слишком эффективным с точки зрения заработка денег операторами. Рентабельность сотового бизнеса можно оценить в 50-55% (OIBDA margin), однако средний ARPU (показатель дохода со среднего абонента в месяц) по Юго-Восточной Азии (без учёта Японии) можно оценить примерно в 6 долларов, причём в прошлом году данный показатель сократился. Это гораздо ниже показателей на рынках развитых стран".

В перспективе азиатский рынок, впрочем, будет более привлекателен для операторов и с точки зрения доходов с абонента. Если учесть, что по населению именно Азия впереди планеты всей, то нет сомнений, что присутствие на её рынке крупных операторов со всего мира станет реальностью ближайших лет. Не исключено, что будут играть на этом рынке и российские операторы.

Тем более что они уже начали "завоевание" Азии. Несколько недель назад "Вымпелком" начал работать на рынке Вьетнама под брендом Beeline. Это стало возможно после того, как российский оператор приобрёл местного игрока GTEL-Mobile. Вьетнамский рынок весьма перспективный - в стране живёт 86 млн человек, большинство из которых ещё не обзавелись мобильными телефонами.

Другие операторы "большой тройки", по слухам, также присматриваются к азиатским странам. На данный момент, однако, они предпочитают "окучивать" рынки стран бывшего СССР. "Мегафон", например, уже начал работу по выходу в Туркменистан, а МТС интересуется выходом в Казахстан и Азербайджан. Дотянутся ли щупальца российского телекома до далёкой и перспективной Азии? Только если их не опередят европейские и американские компании.

nbsp;RIN 2000-