Российская Информационная Сеть
25 августа, 12:02

Экономику России спас "подкожный жир" граждан

Экономику России спас "подкожный жир" граждан Несмотря на отсутствие объективных данных, которые бы однозначно свидетельствовали о преодолении экономического спада, руководство целого ряда стран,
уже успело отрапортовать о наметившейся позитивной тенденции.

В числе оптимистов оказались Япония, Германия, Франция и Гонконг, правительства которых еще в начале августа объявили о выходе из рецессии.

Российские власти, видимо, также не захотели отставать от моды на радужные прогнозы и устами первого вице-премьера Игоря Шувалова озвучили сегодня тезис о возобновлении экономического роста в России. "Пошел рост",- так ответил Шувалов на вопрос журналистов Reuters о том, выходит ли российская экономика, подобно германской, из рецессии. В то же время он поостерегся делать долгосрочный прогноз и предложил подождать три месяца, в течение которых можно было бы убедиться в устойчивости указанного тренда.

Однако следует иметь ввиду, что основанием для оптимистического заявления первого вице-премьера послужил сравнительный анализ показателя роста ВВП за последние несколько месяцев. Это подтвердил и замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач: "В июле не только промышленность, но и ВВП в целом вырос с учетом сезонного и календарного факторов. По июлю мы оцениваем рост показателя на уровне 0,5% к июню. Уже с большей определенностью можно говорить о том, что общий спад в экономике завершился, и она переходит к фазе оживления",- сообщил он журналистам.

В то же время в другой хронологической ретроспективе - к июлю прошлого года, ВВП РФ в июле 2009 года снизился на 9,3%, а за последние семь месяцев - на 10,2%. Это осознают и чиновники. "При этом оживление пока не является устойчивым или интенсивным, однако это все равно важный позитивный сдвиг, то есть спад закончился, даже появляется небольшой прирост, но кризис еще не преодолен",- добавил Клепач.

Подтверждением этих слов могут служить и озвученные руководством автоконцерна "Ижавто" планы по массовому сокращению в ближайшее время сотрудников, и та же авария на Саяно-Шушенской ГЭС, которая, безусловно, еще внесет свои негативные коррективы в динамику процесса по выходу российской экономики из рецессии, да и многое-многое еще. Перспективную оценку экономической ситуации в России в эксклюзивном интервью KM.RU дал соучредитель Центра динамического консерватизма Андрей Кобяков:

- Вообще слова первого вице-премьера комментировать достаточно трудно. Потому что для этого нужно знать, на чем они основаны. Нужно посмотреть статистику. Тогда будет понятно, за счет чего именно наблюдается отмеченный рост. Потому что сама структура ВВП зависит не только от показателей внутреннего производства и потребления. На ней во многом сказывается мировая конъюнктура.

Другое дело, что в США в последние два месяца наметилась явная стабилизация на рынке труда. А если отталкиваться от показателя нормы безработицы, то последняя сократилась на 1%. Хотя определенный элемент манипуляций с цифрами здесь также исключать нельзя. Потому что абсолютное число рабочих мест все еще демонстрирует сокращение. Тем не менее, можно говорить о том, что некоторая стабилизация ситуации в реальной экономике в течение этого лета действительно наблюдалась. Так что существуют определенные предпосылки для того, чтобы ожидать позитивного развития событий и в дальнейшем.

Однако, если руководствоваться аналогиями, то и во времена Великой депрессии несколько раз возникало ощущение, что кризис пройден и что страна нащупала некое "плато", с которого начнется подъем. Но подъем оказывался очень непродолжительным, и после него наступала вторая, третья и т. д. фаза падения. И сейчас тоже нет никаких оснований утверждать, что кризис окончательно завершился. Особенно если учесть, что всего пару месяцев назад мы обсуждали проблему банкротства "Дженерал моторс", "Крайслер" и подобных компаний из числа мировых гигантов. Временное сокращение безработицы еще не может являться основанием для серьезного оптимизма. Хотя эти данные, конечно, могут вселять определенные надежды.

Кроме того, следует иметь в виду, что российский кризис во многом стал следствием изменения мировой конъюнктуры. Но главная причина лежит в самой структуре нашей экономики, которая оказалась настолько зависима от происходящего на мировых финансовых рынках. Одна из причин банковской и валютной паники была связана с тем, что наши компании и банки за последние три года получили большие кредиты за рубежом. По той причине, что российские ЦБ и Минфин "избыточную" (как им казалось) ликвидность выводили с нашего рынка в Стабфонд. Они также поддерживали крайне невыгодные условия кредитования для отечественных компаний. Сочетание этих двух факторов и привело к обострению кризисных явлений. Естественно, что за год никакой структурной перестройки в нашей экономике не могло произойти. Поэтому серьезное оживление у нас начнется только после того, как это оживление произойдет в мире.

Что же касается отраслей, ориентированных на внутренний спрос, то они, как оказалось, сжимались в России гораздо в меньшей степени. Сказался немалый размер накопленного "подкожного жира" в виде неучтенных (и не переведенных в банковские вклады) накоплений граждан. В крупных городах даже в самой острой фазе кризиса мы не видели массового закрытия магазинов, ресторанов и т. д. То есть люди имели сбережения, позволяющие им временно продержаться в непростых условиях. Это позитивный фактор. Потому что это поддерживало отрасли, ориентированные на внутренний спрос. Однако, этот процесс происходит не столько благодаря экономической ситуации, сколько вопреки.

nbsp;RIN 2000-