Российская Информационная Сеть
8 сентября, 09:08

В России официальная статистика противоречит жизни

В России официальная статистика противоречит жизни Несмотря на то, что Россия уже целый год живет в кризисе (по официальным данным с сентября 2008 года), антикризисная программа была принята только в июне 2009 года. В итоге упущенными оказались девять месяцев.

Как пишет сегодня "Независимая газета", выявлению влияния кризиса на положение москвичей было посвящено исследование, проведенное в этом году Центром экономического и социального анализа ЗАО "Эпикон". Данный анализ оказался наиболее близок к реальной жизни.

Конечно, можно поспорить, насколько ситуация в Москве отражает положение в целом по России. Но если учесть экономический вес Московского региона и количество проживающих в нем граждан, то эти выводы можно со значительной долей вероятности экстраполировать и на всю страну.

Основной вывод во многом противоречит исследованиям известного Левада-Центра, утверждающего, что "хуже москвичи жить не стали, а положение многих столичных жителей даже улучшилось".

Последние же социологические опросы центра "Эпикон" показывают, что лишь каждый пятый житель Москвы сохранил трудовые отношения по докризисным стандартам уровня заработной платы и продолжительности рабочей недели. 78,8% москвичей отметили ухудшение своего положения в сфере занятости.

Первое место в рейтинге тревожности, как и по результатам прошлых опросов, занимают "дороговизна жизни и рост цен". Так считают 70,1% респондентов. Начиная с 2000 года (то есть с первого проведенного опроса) именно эта проблема фигурирует как самая тревожная. Ее "вес" более чем в два раза превышает значение всех прочих.

Далее следуют - трудоустройство и безработица (47,3%), коррупция (31,1%) и обстановка на дорогах (около 30%). В этом плане проблемы дороговизны жизни, коррупции и обстановки на дорогах можно назвать "вечными", сопровождающими нашу жизнь уже не один десяток лет. Но их значения в оценке первоочередности решения существенно возросли по сравнению с прошлыми периодом и приобрели значительную роль на предстоящих муниципальных выборах в столице.

Кое-кто из ученых-политологов, например Андрей Рябов, уже начал пугать властей предержащих такой формой социального протеста в кризисной России, как вовлечение значительной части населения в преступную деятельность. Другими словами - грань, отделяющая события в Пикалеве от "бандитского Петербурга", не столь уж и велика. Он полагает, что россиянам есть что терять, а шансы сохранить накопленное убывают.

Версия начала "криминальной революции" не подтверждается опросами. Проблема преступности переместилась в рейтинге "тревожности" со второго места в 2004 году на шестое в 2009 году.

Однако заслуживает внимания то, что наибольшие изменения в рейтинге городских проблем произошли в связи с резким ростом значения безработицы. По данным опроса 2009 года, лишь 21,2% граждан сохранили стабильную занятость.

Таким образом, подчеркивают авторы исследования, более трети москвичей вопреки благостной картине, рисуемой официальной статистикой, фактически находятся в состоянии скрытой полной или частичной безработицы. Более того, москвичи не исключают дальнейшего нарастания напряженности на рынке труда. Менее половины опрошенных (43,1%) считают, что ситуация останется без изменений, лишь 19,8% полагают, что ситуация будет меняться к лучшему, а доля пессимистов составила 37,1%.

В целом в рейтинге тревожности проблема занятости и трудоустройства поднялась со стабильного шестого места, по результатам предшествующих опросов, на второе в 2009 году. Причем отрыв от занимающих третье и четвертое места соответственно коррупции и медицинского обслуживания составил довольно значительную величину - этими проблемами опрошенные москвичи озабочены в 1,5 раза реже, чем своим положением на рынке труда.

В этой связи социальная направленность антикризисных мер правительства представляется на первый взгляд логичной. Но программа явно опоздала, и на ее решение, видимо, не хватает ни политической воли, ни финансовых ресурсов.

nbsp;RIN 2000-