Российская Информационная Сеть
2 октября, 18:36

ЕС обсудила конфликт в Южной Осетии

ЕС обсудила конфликт в Южной Осетии Вывод Международной комиссии о виновности Тбилиси в развязывании военных действий в Южной Осетии сводит на нет главный идеологический козырь руководства Грузии, считают российские сенаторы.

30 сентября 2009 года Международная комиссия под эгидой Евросоюза по расследованию обстоятельств событий на Кавказе в августе 2008 года огласила официальный доклад. Созданная для объективного выяснения причин и обстоятельств, приведших к возникновению грузино-югоосетинского конфликта, она пришла к выводу, что военные действия были начаты Грузией. Ответ на вопрос, кто развязал войну в Грузии, данный объективно и своевременно, "побивает главный идеологический козырь руководства Грузии", считают российские сенаторы.

* Первый заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от Правительства Республики Марий Эл АЛЕКСАНДР ТОРШИН:

"РЕШЕНИЕ КОМИССИИ - ЭТО ТОРЖЕСТВО ЗДРАВОГО СМЫСЛА"

Самое главное, в докладе Международной комиссии сделан однозначный и недвусмысленный вывод - в ночь с 7 на 8 августа 2008 года был факт нападения грузинских войск на город Цхинвал, что и привело к началу войны в Южной Осетии. Ответные действия России признаны полностью легитимными. Это итоговое решение Комиссии является торжеством здравого смысла.

Что касается содержащихся в докладе утверждений о том, что в дальнейшем оборонительные действия России вышли за разумные границы, то я бы с этим не согласился. Я был в зоне конфликта уже 12 августа прошлого года, и убежден, что России надо было, наоборот, действовать гораздо жестче в ответ на гибель своих миротворцев и своих граждан в Южной Осетии. В отстаивании национальных интересов нам надо брать пример с других государств, которые категорически не допускают безнаказанного убийства своих миротворцев и граждан, где бы это ни происходило.

* Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Псковской области МИХАИЛ МАРГЕЛОВ:

"ОТВЕТ НА ВОПРОС, КТО НАЧАЛ ВОЙНУ В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ, ДАН КОМИССИЕЙ КРАЙНЕ СВОЕВРЕМЕННО"

Ответ на вопрос, кто начал войну, дан Международной комиссией ЕС по расследованию причин конфликта в Южной Осетии своевременно, если учесть по обыкновению нервозную тональность обсуждения проблемы в другой европейской структуре - Парламентской ассамблее Совета Европы. Этой тональностью ПАСЕ компрометирует себя, а главное - продвижение европейских ценностей на континенте. Напомню, что в основе этих ценностей лежит как раз взвешенный и рациональный подход к действительности. Его-то и продемонстрировал Брюссель.

Прошло уже больше года со времени военных действий на Кавказе. Наконец Международная комиссия Евросоюза после расследования обстоятельств конфликта официально признала, что военные действия начала Грузия. После этого один из важных пропагандистских козырей грузинского руководства оказывается, вроде бы, битым.

Правда, тотчас вынимается козырь второй: дескать, какая разница, кто начал - главное, что территориальная целостность Грузии нарушена. Такие заявления крайне непоследовательны. Ведь при дальнейшем развитии тезиса получается, что российская армия должна была бы капитулировать, а российские граждане и мирные осетины - быть брошенными на произвол судьбы.

Стоит напомнить, что в истории множество примеров, когда побеждает не тот, кто первый напал, а тот, на кого напали. Хочешь сохранить территориальную целостность - не лезь на рожон, ведь агрессоров, как правило, губит мания величия.

* Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от законодательного органа государственной власти Республики Ингушетия ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЕВ:

"РОССИЯ НЕ МОГЛА ПОСТУПИТЬ ИНАЧЕ"

Доклад о результатах работы Международной комиссии ЕС по расследованию причин конфликта в Южной Осетии - это объективная позиция Запада. Этот документ - в значительной степени позитивное явление. По крайней мере, один из немногих позитивных сигналов, который свидетельствует о поисках реальных оценок событий августа 2008 года, хотя субъективный элемент в нем присутствует.

Главный вывод Комиссии звучит именно так: виновен в начале агрессивных действий политический режим Саакашвили. Грузия действительно совершила такие акты, которые определяются одним словом - агрессия. Я думаю, что Доклад показал: действия Грузии нарушают триаду общепризнанных прав. Это права государства (в данном случае суверенитет России - защита своих миротворцев в Южной Осетии), права граждан России и населения Южной Осетии, а также права народов на самоопределение.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что нарушителем выступает член Организации Объединенных Наций. На эту сторону мало кто обращает внимание, а мы должны это постоянно подчеркивать. Кроме того, агрессор - член ОБСЕ и Совета Европы. В результате потворства стран-членов НАТО и Евросоюза, агрессивные настроения у тбилисского режима по истечении года не исчезли.

В другой части доклада Комиссия утверждает, что Российская Федерация якобы неадекватно применяла силу, и фактически превратила этот конфликт из небольшого локального в полномасштабную войну. Методологически этот подход неверен, так как составители исходят из военного противостояния РФ и Грузии. Не надо забывать - военные действия шли между Грузией и Южной Осетией, Грузией и Республикой Абхазией. Для Запада это удобная позиция для сталкивания лбами Москвы и Тбилиси. И в представленном ими противостоянии виновной оказывается, как правило, Россия.

Если внимательно ознакомиться с нормами и принципами международного гуманитарного права, приходишь к выводу, что Россия не могла действовать иначе. Надо также вспомнить, что мы долго сдерживали и ту, и другую сторону. Мы убеждали их в необходимости полномасштабных переговоров для определения статуса Южной Осетии и Абхазии в составе единого Грузинского государства.

То, что не всем понравится тезис о виновности Грузии в развязывании агрессии, можно было ожидать. Но именно этот доклад показывает разницу подходов у группы русофобских представителей разных стран Центральной Европы, прежде всего в ПАСЕ, и попытку ЕС в лице официально созданной Комиссии встать на объективную позицию. Уверен, что Комиссии будет не просто выдержать волну критики и сохранить свое лицо.

* Член Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Смоленской области НИКОЛАЙ ФРОЛОВ:

"ДЛЯ ДОЛГОСРОЧНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НЕОБХОДИМО ОСОЗНАНИЕ ВСЕМИ СТОРОНАМИ КОНФЛИКТА СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ"

Доклад Международной комиссии, в котором четко и однозначно сказано о том, что военные действия были начаты Грузией, в целом продемонстрировал победу объективности и взвешенности подходов над политическими пристрастиями. Главное, что независимыми экспертами доказана полная нелегитимность действий Грузии.

Уверен, что сегодня, спустя год после трагических событий в Южной Осетии, можно более объективно разобраться в истоках вооруженного противоборства. Самая печальная и тревожная особенность военного конфликта в августе 2008 года, это факт грубейшего нарушения норм международного права: российских миротворцев убивали грузинские военные.

Кроме того, возник абсолютно новый аспект, связанный с ролью СМИ в современном мире. Ведущие телеканалы мира проинформировали общественность прежде всего западноевропейских государств и США о том, что именно Россия совершила акт агрессии против суверенной Грузии. Запад, не стесняясь, откровенно "болел" за режим Саакашвили. Теперь все встало на свои места, агрессор назван агрессором - это режим Саакашвили.

Россия долгие годы выступала главным гарантом поддержания стабильности в этом регионе. В соответствии с мандатом ООН мы выделили миротворческий контингент, который должен был гарантировать невозможность повторения нового кровавого конфликта вблизи российских границ. Но после прихода к власти в Грузии Михаила Саакашвили ситуация кардинальным образом изменилась - начался период откровенно антироссийской политики со стремлением нарушить достигнутые договоренности о решении проблемы автономий мирным путем.

Грузинская агрессия, совершенная 8 августа 2008 года, стала итогом многолетней эскалации напряженности и многочисленных провокаций со стороны Грузии. Я удовлетворен тем, что в докладе Международной комиссии признана легитимность принятого руководством России решения о начале войсковой операции по принуждению Грузии к миру для спасения миротворцев и российских граждан, находящихся на территории Южной Осетии. Вооруженная помощь России Южной Осетии против грузинской агрессии была правильным шагом и с политической, и с военной, и с моральной точек зрения. Бросить на произвол судьбы не только своих граждан, но солдат, посланных с миротворческой миссией, не только было бы предательством, но и шагом, который мог бы иметь очень серьезные негативные последствия для будущего нашей страны.

Безусловно, я могу только приветствовать тот факт, что выводы, сделанные Комиссией, соответствуют реалиям и аналогичны нашему видению и пониманию происшедшего. Для долгосрочного урегулирования необходимо осознание всеми сторонами кавказского конфликта сложившей ситуации. Только на этой основе возможно продвижение вперед по пути международного признания и поддержки стремлений народов укреплять национальный суверенитет.

А что касается отношений братских грузинского и русского народов, их история исчисляется сотнями лет, и когда сегодняшнее антироссийское руководство Грузии окончательно докажет в глазах собственного народа полную несостоятельность и освободит место трезвомыслящим политикам, придет время вспомнить старую истину - соседи ближе родственников.

nbsp;RIN 2000-