Российская Информационная Сеть
3 ноября, 11:03

Год Обамы: внешняя политика под знаком "перезагрузки"

Год  Обамы: внешняя политика под знаком "перезагрузки" Слово, с которым в США и во всем мире ассоциируется внешняя политика администрации Барака Обамы, придумано вице-президентом Джозефом Байденом - "перезагрузка". Перезагрузка отношений с Россией, с мусульманами, с Кубой. В это понятие вкладывается немало смыслов, но главный один - политика Дорджа Буша-младшего была политикой противостояния, тогда как политика Обамы, убеждены американские эксперты, направлена на поиск "общей основы", "общих приоритетов", "сближение" и "усиление взаимопонимания".

"Одним из главных достижений Обамы было создание новой атмосферы в отношениях Америки с остальным миром", - сказал РИА Новости старший исследователь по трансатлантической политике Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) Джеймс Голдгайер.

"По мере того, как приближается год его президентства, хотя с момента инаугурации прошло менее десяти месяцев, думаю, что президенту Обаме удалось добиться существенных успехов, учитывая состояние дел, которое он унаследовал в январе - две войны, ограниченные ресурсы и натянутые отношения в альянсах, глубочайшая экономическая рецессия за последние 70 лет", - отметил в интервью РИА Новости вице-президент международного консалтингового агентства PBN Company Блэйк Маршалл.

По мнению экспертов, одним из важнейших достижений Обамы, к тому же, напрямую связанным с российско-американскими отношениями стала корректировка планов создания системы противоракетной обороны.

"Перезагрузка" с Россией

ПРО и Иран

Весь год правления Обамы прошел под знаком потепления отношений с Россией. На момент его прихода к власти главными пунктами разногласий между двумя "сверхдержавами" были проблемы ПРО и иранской ядерной программы.

Медведев и Обама договорились по иранской ядерной проблеме

Администрация Джорджа Буша намеревалась разместить к 2013 году десять ракет-перехватчиков в Польше, а также радар в Чехии под предлогом защиты от предполагаемой ракетной угрозы со стороны Ирана. Москва считала, что американская ПРО будет угрожать ее интересам безопасности.

Что касается ядерной проблемы Ирана, то Россия всегда возражала против введения односторонних санкций со стороны США против этой страны и не упускала случая заявить об этом.

С приходом Обамы ситуация изменилась.

В вопросе ПРО президентская администрация долго соблюдала нейтралитет, отказываясь комментировать свои планы и объясняя это тем, что "до данного вопроса пока не дошли руки". Так продолжалось до 17 сентября, когда Обама и глава Пентагона Роберт Гейтс объявили о внесении корректив в планы по созданию системы противоракетной обороны. США не отказались от размещения наземных элементов ПРО в Европе, всего лишь отсрочив начало их развертывания до 2015 года. Полностью позиционный район ПРО, включая наземную структуру, будет создан к 2020 году в четыре этапа. До момента появления первых наземных объектов берега Европы будут патрулировать военные корабли США с ракетами-перехватчиками на борту.


"В области внешней политики мы стали свидетелями того, как администрация сделала шаг назад и провела переоценку разрушительной концепции, основанной на устаревших разведданных, и предложила новую концепцию европейской противоракетной обороны, основанной на новых оценках угроз и новых технологиях, предполагающую покрытие всей Европы в течение десяти лет", - так охарактеризовал Маршалл предложения кабинета Обамы.

Пересмотр стратегии вызвал одобрение российских властей. Президент РФ Дмитрий Медведев высказался в пользу новых планов США, и в заявлениях российских официальных лиц сразу зазвучал намек на то, что США прислушались к мнению России.

Эти намеки представители американской администрации, начиная с самого Обамы, категорически отвергли, подчеркнув, что задача ПРО - противостояние потенциальной угрозе со стороны Ирана.

"Если побочным результатом всего этого станет то, что в России немного стихнет паранойя, и она с большей готовностью будет сотрудничать с нами в решении проблем ракетных угроз со стороны Ирана или иранской ядерной программы, вы знаете, это будет дополнительным бонусом", - так недвусмысленно выразился президент США.

"Трудно сказать, с чем связано решение изменить планы по ПРО. Всегда были люди, которые говорили, что нужна более гибкая система. Администрация говорит, что это не связано с Россией, Россия говорит, что это не связано с Россией, хотя им при этом хотелось бы сказать, что связано. На самом деле знает об этом только президент Обама, почему он и как принимал это решение. Нам придется подождать, пока он напишет мемуары или пока будут открыты документы. Но во всяком случае, этот в значительной степени политический раздражитель ушел", - сказал РИА Новости профессор военно-морского колледжа при департаменте Национальной безопасности США Михаил Цыпкин.

Интересно, что тогда как Обама и госсекретарь Хиллари Клинтон заняты восстановлением отношений с Россией, вице-президент США Джозеф Байден успокаивает страны, являющиеся соседями России, объясняя им, что "перезагрузка" не будет в ущерб их интересам. Сначала Байден ездил в Грузию и на Украину, недавно - в "обиженные" изменением концепции ПРО Польшу и Чехию.

Явное сближение позиций Москвы и Вашингтона заметно и в отношении к иранской ядерной угрозе. После того, как на саммите "двадцатки" в Питтсбурге Барак Обама, Николя Саркози и Гордон Браун объявили об обнаружении в Иране секретного завода по обогащению урана, с резкими заявлениями, осуждающими Иран, выступили Россия и Китай. Единство мнений в этом вопросе быстро заметил Обама.

"Речь идет о беспрецедентном единстве мировой общественности... Не только Франция и Великобритания выступили вместе с США... С заявлениями выступили Россия и Китай. Такого рода солидарность нетипична", - подчеркнул тогда президент.

Тесное сотрудничество по Ирану с Россией и другими членами "шестерки" американская администрация называет одним из приоритетов своей внешней политики.

СНВ и президентская комиссия

Самыми важными днями для развития отношений США и РФ на новом этапе стал московский саммит - визит Обамы в Москву в июле.

Во время этого визита Барак Обама и Дмитрий Медведев подписали целый пакет документов, в том числе о создании двусторонней президентской комиссии по укреплению сотрудничества между странами. В рамках этой комиссии функционируют 16 рабочих групп, а недавно сопредседатели госсекретарь США Хиллари Клинтон и глава МИД РФ Сергей Лавров договорились об увеличении их числа. О результатах деятельности комиссии говорить пока преждевременно, но рабочие группы - от группы по борьбе с распространению наркотиков до группы по укреплению торговых связей - регулярно проводят встречи как в Москве, так и в Вашингтоне.

Самым же главным совместным проектом, завершение которого намечено на начало декабря, является сейчас подготовка договора о сокращении стратегических наступательных вооружений.

Стороны решили сделать все для того, чтобы документ был готов к 5 декабря - моменту истечения прежнего договора. На какой стадии процесс находится в данный момент, судить трудно - главы переговорных групп замгоссекретаря США Эллен Тошер и замглавы МИД РФ Сергей Рябков предпочитают не говорить преждевременно о степени успешности консультаций.

"В общем-то, технически говоря, договор по СНВ нужен больше российской стороне, потому что российская сторона разрешила пролет войск над своей территорией, о чем раньше речи не было. Конечно, многое упирается в ситуацию с Ираном", - отметил Михаил Цыпкин.

По словам эксперта, для Америки Иран - это "голова, болящая сегодня", тогда как "у России голова пока не очень болит". Кроме того, для РФ Иран является крупным торговым партнером.

"В значительной степени отношения будут зависеть о того, что происходит в Иране и какую позицию занимает Россия. Если дойдет до такой ситуации, что Россия будет накладывать вето в Совбезе ООН, то это даст возможность противникам Обамы критиковать его за провал российской политики. Это может сказаться и на характере обсуждения в сенате нового договора о СНВ. Любой демарш России и нежелание сотрудничать по Ирану будет использовано при дебатах в сенате по договору по СНВ. У демократии свои недостатки и вопросы внешней политики часто превращаются во внутриполитический футбол", - убежден профессор военно-морского колледжа при департаменте Национальной безопасности США.

"Главным достижением Обамы в отношении России было изменение атмосферы отношений. Отношения находились на самой низшей точке в годы, предшествующие его приходу к власти. Теперь же страны вместе работают над решением таких проблем, как контроль над вооружениями и Афганистан. У двух стран по-прежнему имеются разногласия относительно того, как лучше вести политику с Ираном, но, по крайней мере, они обсуждают проблемы", - сказал РИА Новости Джеймс Голдгайер.

"С точки зрения объективности, думаю, что "перезагрузка" отношений США и Россией была первым успехом. Думаю, что наиболее она заметна в улучшении тона и общей атмосфере, уменьшении взаимного недоверия и восстановлении подорванного доверия между двумя странами, позволяющем странам работать вместе над решением проблем, представляющих взаимный интерес, от Ирана до контроля над вооружениями и нераспространения", - убежден Блейк Маршалл.

Эксперт отметил также, что изменение тона уже принесло сторонам ощутимые преимущества, проявившиеся, прежде всего, в совместной работе над новым договором по СНВ и договором о военном транзите грузов и персонала стран ISAF через территорию РФ.

"На данный момент я не вижу никаких действий, оказавшихся безуспешными, но стоит отметить, что по большей части наша двусторонняя программа находится на стадии работы - так что, например, судить об американо-российском сотрудничестве в вопросе Ирана пока рано, хотя, как мне кажется, движение идет в верном направлении", - подчеркнул эксперт.

Обама и мусульмане

Изменение тона американской администрации в отношении мусульман стало еще одной "визитной карточкой" нынешней американской политики.

Кульминацией нового подхода стала каирская речь президента. В июне президент США обратился с речью ко всем мусульманам мира с трибуны Каирского университета. В своем часовом выступлении он призвал открыть новую страницу в отношениях США и исламского мира, совместно бороться с экстремизмом, усилить экономическое и научное сотрудничество.

Обама сообщил также, что США не планируют сохранять военное присутствие в Афганистане и Ираке и выступают за мирное урегулирование ближневосточного конфликта и провозглашение независимого палестинского государства. При этом Обама призвал Израиль прекратить строительство поселений на палестинских территориях.

Речь была с большим восторгом встречена в мусульманских странах, а египтяне и вовсе прославили президента, назвав его именем самого дорогого сорта фиников.

В США выступление президента было встречено не столь однозначно. Со стороны консервативно настроенных критиков раздавались упреки в том, что президент, не имея возможности противостоять угрозе со стороны исламского терроризма, пошел по пути "заигрывания" с мусульманами. Многие демократы, напротив, указывали на то, что президент излишне осторожничает.

Обама и Куба

В излишней осторожности президента США упрекают и сторонники нормализации отношений с Кубой. С одной стороны, налицо явные признаки "перезагрузки" - в начале апреля США объявили об отмене введенных администрацией Джорджа Буша ограничений на поездки на остров Свободы и на денежные переводы на Кубу для проживающих в США кубинцев и тех, у кого остались родственники на Кубе. С другой - Обама объявил о решении еще на год продлить торговое эмбарго против Кубы, которое Гавана рассматривает как акт геноцида кубинского народа.

Тем не менее, не забегая вперед, можно говорить о некотором движении вперед: недавно США и Куба начали переговоры по возобновлению прямого почтового сообщения между странами. И хотя стороны отметили, что это даже еще не переговоры, а лишь предварительные консультации, официальный представитель госдепартамента США Иан Келли оценил итоги дискуссий как положительные и многообещающие.

Близость к провалу

Самой "больной" темой для администрации Обамы остается Афганистан.

США ведут войну в Афганистане восемь лет. Весной 2009 года Обама направил в эту страну 21 тысячу военнослужащих дополнительно к уже развернутому контингенту в 68 тысяч человек. В настоящее время президентская администрация проводит пересмотр военной стратегии в Афганистане. Командующий силами ISAF генерал Стэнли Маккристал недавно направил Обаме доклад, в котором констатируется ухудшение ситуации в Афганистане и необходимость существенного увеличения воинского контингента. Информация о том, сколько именно военнослужащих, по мнению Маккристала, должно быть дополнительно отправлено в Афганистан, не разглашается. По данным СМИ, цифра может превышать 40 тысяч человек. Решение о действиях в отношении Афганистана дается Обаме, осознающему непопулярность войны в США, крайне тяжело. Президент едва ли не каждый день собирает в Белом доме советников по военным вопросам, но окончательное решение пока откладывается. Положение Обамы стало еще тяжелей после того, как октябрь 2009 года был назван самым кровавым месяцем за всю войну - за месяц погибли около 60 американских военных.

Упрекая в отсутствии успехов в Афганистане, политические оппоненты критикуют Обаму еще и за промедление с принятием решения по Афганистану. Так, бывший вице-президент США Ричарда Чейни на днях публично заявил, что администрация Барака Обамы впала в замешательство перед необходимостью принять решение относительно направления в Афганистан дополнительного контингента. Ранее Чейни заявил, что стратегию действий США в Афганистане разработала администрация Джорджа Буша-младшего перед тем, как покинуть Белый дом, а Обама начинает отступать от этой стратегии. И хотя президент США изо всех сил отстаивает точку зрения, что решение о количестве военных в "горячей точке" не может приниматься впопыхах, бесконечные заявления администрации о "предстоящем в ближайшие недели" решении по Афганистану выдают неуверенность.

"Одна из сложностей, с которой президенту приходится иметь дело, в том, что те, кто поддерживает операцию в Афганистане, - это республиканцы, которые не поддерживают ничего остального, что делает Обама, и спасибо они ему не скажут. В то же время в демократической партии, особенно в ее левом крыле, образовалась оппозиция к этой войне. Это не какое-то движение за мир, как было в 1960-х годах, но скептическое отношение к дальнейшему расширению усилий в Афганистане уже есть", - сказал РИА Новости Михаил Цыпкин.

С Афганистаном тесно связана обстановка в Пакистане - это не раз подчеркивали и сам президент, и его советники.

"Реальность такова, что из-за нашей неспособности и неспособности наших союзников отправить достаточное количество войск в Афганистан, похоже на то, что у "Талибан" сейчас есть шансы", - отметил глава Пентагона Роберт Гейтс, подчеркнув при этом, что талибам также помогают тесные связи с международной террористической сетью "Аль-Каида".

По его словам, основной очаг напряженности в регионе находится в Зоне племен на границе Афганистана и Пакистана, и именно наведение там порядка является наиболее тяжелой задачей. В этом регионе, по мнению главы Пентагона, сосредоточено руководство "Аль-Каиды".

Террористы словно отвечают Гейтсу и Обаме. Серия кровавых терактов прокатилась по Афганистану и Пакистану, оставив десятки людей убитыми и ранеными. Теракт в пакистанском городе Пешавар, унесший жизни более 90 человек, в основном, женщин и детей, произошел аккурат во время визита в Пакистан госсекретаря США Хиллари Клинтон.

Колоссальный объем финансовой помощи Пакистану также вышел США боком. Законопроект о выделении 7,5 миллиардов долларов в течение пяти лет стал причиной яростных споров между США и Пакистаном. Пакистанское руководство требовало от Америки гарантий того, что столь существенная финансовая поддержка со стороны США не скажется пагубно на независимости Пакистана. Особые сомнения вызывали у пакистанцев требования к усилению контроля за деятельностью ВС. Военное руководство Пакистана сочло это требование признаком вмешательства США во внутренние дела страны. В итоге вопрос удалось уладить, однако США получили от Пакистана четкий сигнал о том, что отношения с этой страной, несмотря на все предпринимаемые Америкой усилия, от идеала еще очень далеки.

Застой

Наименьшим изменениям по сравнению с политикой Джорджа Буша подверглись отношения США с Европой: те же союзники во главе с Великобританией, те же оппоненты во главе с Германией, те же нейтральные страны во главе с Францией.

Саммит США - ЕС 3-4 ноября, в ходе которого Обама примет в Белом доме председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, верховного представителя ЕС по общей политике и безопасности Хавьера Солану и премьер-министра председательствующей в ЕС Швеции Фредерика Рейнфелдта, не обещает принести никаких крупных новостей.

"Мы планируем обсудить экономические и торговые вопросы, а также темы, связанные с энергетикой. Конечно, будет обсуждаться и безопасность, прежде всего энергетическая, но основной темой саммита станет экономика", - сказал в преддверии саммита советник президента по вопросам внешнеэкономических связей Майкл Фроман.

По словам Фромана, стороны не планируют обсуждать какие-то особые и острые темы на саммите, и главным вопросом будет синхронизация экономик США и ЕС, а также реформа финрегулирования.

"Каких-то особых и новых тем нет. Основной вопрос - это интеграция наших экономик, будет обсуждаться реформа финансовых регуляторов для противостояния будущим экономическим кризисам. Мы не будем пытаться на саммите разрешить все наши ключевые споры, мы постараемся выработать совместные твердые позиции и подходы по их решению, найти точки соприкосновения для дальнейшей работы... Важным вопросом остается торговля. По этому вопросу мы также плотно работаем с Конгрессом для совершенствования нашего законодательства", - отметил Фроман.

Приятная неожиданность - Ноебелевская премия

Пожалуй, одним из самых неожиданных событий в сфере внешней политики США даже для самого Барака Обамы стало присуждение ему Нобелевской премии мира.


В то время как Нобелевский комитет удивлялся сдержанности реакции американского президента, выдвинутого на соискание премию спустя всего две недели после инаугурации и получившего ее до завершения первого года президентства, американские газеты и эксперты задавались вопросом, с какой стати премия досталась Обаме.

Наиболее объемно причину присуждения Обаме премии сформулировал обозреватель газеты Washington Post Юджин Робинсон. По его мнению, решение Нобелевского комитета является знаком одобрения его действий миром, а потому отказ от премии, к которому призывают президента многие противники, был бы неразумным шагом с политической точки зрения.

"Нобелевская премия мира, независимо от идиосинкразического процесса выбора лауреата, по всему миру воспринимается как печать одобрения мирового сообщества. Американскому президенту отказаться от такого знака одобрения было бы до абсурда контрпродуктивно", - убежден Робинсон, признающий, что пока Обама не сделал ничего для того, чтобы претендовать на премию.

Как бы то ни было, звание лауреата Нобелевской премии мира, по мнению большинства экспертов, будет создавать теперь дополнительное давление на президента США, которому в ближайшее время предстоит предпринять немало тяжелых решений.

"Наиболее значительным достижением Обамы было обновление расшатавшихся альянсов и восстановление доверия к американскому лидерству по всему миру. Речи, произнесенные президентом в Праге, Москве и Каире, не только стали формулировкой интересов Америки и стремления идти по пути их защиты, но также ценностей и мировоззрения, лежащего в основе американской внешней политики, а также важность многосторонних подходов к сложным проблемам", - подводит итог внешней политики Обамы за этот год вице-президент международного консалтингового агентства PBN Company Блэйк Маршалл.

nbsp;RIN 2000-