Российская Информационная Сеть
11 ноября, 16:46

Курилы грозят обернуться для России проблемой

Курилы грозят обернуться для России проблемой Тема Южных Курил приобрела в последнее время в российском внешнеполитическом контексте дополнительное звучание.

Бескомпромиссная позиция официального Токио, проявившаяся, в частности, в принятии 11 июня этого года поправок к так называемому закону о специальных мерах по содействию решению "проблемы северных территорий", привела к тому, что двусторонние отношения практически зашли в тупик. Ситуация нисколько не изменилась и после прихода к власти нового правительства во главе с Хатоямой. 17 октября министр по государственным землям, инфраструктуре и транспорту Японии Сэйдзи Маэхара совершил на патрульном катере рейд по направлению к Курильским островам. Наблюдая за российской территорией, Маэхара сделал очередное провокационное заявление: "Я увидел эти острова и понял - они исконно наши!".

Случайно или нет, но данная акция японских властей состоялась аккурат после состоявшейся в Москве конференции "Курильские острова в международных отношениях", на которой присутствовали представители крупнейших японских СМИ. Один из традиционных пропагандистских тезисов японской стороны, как известно, состоит в том, что в России якобы отсутствует ясно сформулированное общественное мнение по "курильскому вопросу". Между тем, в ходе конференции тезис о невозможности пересмотра границ Российской Федерации на Дальнем Востоке аргументировался предельно конкретно - как авторитетными представителями российской науки, так и самими дальневосточниками, приводившими многочисленные примеры деструктивных пропагандистских акций японской стороны, направленных на отторжение Южных Курил от России.

Поэтому неудивительно, что вокруг состоявшейся в Москве конференции в Японии была установлена глухая информационная блокада. Вместе с тем, там продолжают апеллировать к некоторым заявлениям отдельных российских политиков как в 1990-е годы, так и в более поздний период, совершенно необоснованно трактуя их в контексте готовности России к односторонним уступкам по "курильскому вопросу". Высказывания представителей высшего политического руководства нашей страны Токио интерпретирует тоже подчас весьма оригинально. Несколько лет назад премьер-министр Японии Таро Ассо, отчитываясь в парламенте, говорил о том, что президент Путин как никто другой стремится решить проблему северных территорий, что он дает высокую оценку его усилиям. А совсем недавно в ходе встречи с Дмитрием Медведевым новый премьер Японии Хатояма выразил надежду на то, что российский президент проявит свои лидерские качества в урегулировании спора и заключении мирного договора. И если президент России говорил о решимости двух лидеров, то Хатояма многозначительно указывал на необходимость решимости исключительно российской стороны.

Разумеется, все это началось отнюдь не сегодня, а продолжалось, с ведома и под контролем ближайшего военно-политического союзника Японии - США, десятилетиями. В японском общественном мнении последовательно формировалась атмосфера завышенных ожиданий и искренняя убежденность в абсолютной моральной и политической правоте Японии в вопросе о так называемых "северных территориях" (кстати, устоявшееся употребление в российской политологии и журналистике этого пропагандистского штампа вызывает, по меньшей мере, удивление).

Между тем, правота официального Токио в вопросе о принадлежности Южных Курил вовсе не очевидна. Например, аргумент, касающийся так называемого "первенства открытия", откровенно слаб и неубедителен. Первыми иностранцами, посетившими Южные Курилы, стали в середине XVII века голландцы из золотоискательской экспедиции Маартена Герритсена де Фриса. Заметим, они вовсе не присоединили острова к своей могущественной тогда колониальной империи, а всего лишь продали составленную ими подробную карту Малой Курильской гряды японцам. А уже в следующем веке на Курилах высаживается русская экспедиция - именно с этого времени острова входят в состав Российской империи.

Подобное положение никоим образом не устраивало Японию, провозгласившую в 1845 году в одностороннем порядке свой суверенитет над всеми Курилами и Сахалином и навязавшую России, позиции которой на дальнем Востоке оставались относительно слабыми, ряд неравноправных договоров.

Положение начало меняться после Второй мировой войны. В 1943 г. США, Великобритания и Китай подписали совместную декларацию о целях войны с Японией, в которой говорилось, что она будет изгнана со всех территорий, которые она захватила при помощи силы и в результате своей алчности. В итоговом протоколе Ялтинской конференции отмечалось, что Курильские острова должны быть переданы Советскому Союзу. В Потсдамской декларации сказано, что суверенитет Японии должен быть ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку, а также теми более мелкими островами, которые укажут союзники. Острова Курильской гряды в этой декларации не упоминаются. В августе 1945 г. СССР вступил в войну с Японией, а в сентябре освободил Южные Курилы. Япония была лишена всех Курильских островов, что было подтверждено в меморандуме главнокомандующего союзными войсками генерала Макартура.

Интересно отметить: согласно секретным документам японского МИДа 1945-46 годов, острова Кунашир и Итуруп не включались в состав так называемых "северных территорий": официальный Токио претендовал лишь на Шикотан и гряду Хабомаи, окрашенные на соответствующей карте одним цветом с территорией собственно Японии. Однако впоследствии, с началом "холодной войны" и форсированной милитаризации Азиатско-Тихоокеанского региона, в Токио заговорили уже обо всех Южных Курилах, держа, как представляется, при этом в уме и Северные Курилы, и остров Сахалин.

После 1991 года, несмотря на разговоры о снижении военно-политической напряженности в АТР, реальная динамика событий свидетельствует скорее о прямо противоположной тенденции. Только на Хоккайдо дислоцирована более чем 50-тысячная японская военная группировка, включающая около 700 современных танков, 800 артиллерийских и минометных систем, до 90 боевых самолетов и около 10 пусковых установок противокорабельных ракет. Построенный (не в последнюю очередь исходя из военно-стратегических соображений) между островами Хоккайдо и Хонсю туннель позволяет быстро наращивать эту группировку железнодорожным и автомобильным транспортом (до 5 дивизий в сутки). Так что вопрос о возможности внезапной высадки японского десанта на одном из островов Южных Курил является вовсе не таким уж фантастичным, как это может показаться на первый взгляд. Ведь совсем не так давно нас всерьез убеждали в том, что верный союзник США в другом регионе мира - на Кавказе - никогда не решится напасть на Южную Осетию с ее российским миротворческим контингентом...

Южные Курилы имеют для России важнейшее экономическое и военно-стратегическое значение. В случае их гипотетической утраты наша страна понесет колоссальные издержки, Охотское море перестанет быть для России внутренним, а возможности эффективных действий Тихоокеанского флота будут сведены к минимуму. Кроме того, за перипетиями российско-японского диалога пристально наблюдают в Пекине, Пхеньяне и Сеуле. В случае излишней "гибкости" российской дипломатии можно будет столкнуться с новыми территориальными требованиями со стороны Китая, да и в Корее могут актуализироваться разговоры о якобы "исконно корейских территориях" древнего государства Бохай (Пархэ), включавшего значительные территории современных Приморского и Хабаровского краев. Дискуссии, идущие в научных и отчасти политических кругах как Северной, так и Южной Кореи, свидетельствуют о возможности актуализации этой тематики и её трансформации (при соответствующем изменении международно-политических условий) в конкретные территориальные требования к РФ.

Президент России 27 сентября 2005 года заявил: "Что касается переговорного процесса с Японией по четырем островам: они находятся под суверенитетом Российской Федерации, это закреплено международным правом, это результаты второй мировой войны, и... в этой части мы ничего не собираемся обсуждать...". Любая иная позиция чревата, в конечном итоге, окончательной потерей не только Курильских островов, но и, возможно, некоторых других территорий, что может привести к дальнейшему обрушению границ по принципу "домино" и обернуться настоящей катастрофой российской государственности.

nbsp;RIN 2000-