15 ноября, 17:53

Тепло магмы поддерживает морскую жизнь

Тепло магмы поддерживает морскую жизнь Магма, нагревающая ил на морском дне, может сыграть на руку прожектам по закачке большого количества парниковых газов в океаны.

Тем самым, возможно, удастся не только поспособствовать изменению климата в лучшую сторону, но и обогатить новый вид экосистемы.

Американские исследователи проанализировали фотографии, а также сейсмические и гидроакустические данные, касающиеся дна бассейна Гуаймас, расположенного в Калифорнийском заливе. К своему удивлению, они обнаружили под илом поток горячей магмы, растянувшийся на 48 км по обе стороны 55-километрового разлома. Длина потока в десять раз превышает виденное на дне, лишённом осадочного покрова. Вероятно, дело в том, что такие одеяла из морской грязи (некоторые от 1 до 2 км толщиной) не позволяют воде охладить расплавленную породу.

По-видимому, магма нагревает ил и заставляет отложения, богатые органическим материалом, активно выделять двуокись углерода и метан - важнейшие парниковые газы. В то же время метан, судя по всему, необходим находящимся здесь бактериям, кольчатым червям и прочим формам жизни. "Мы можем говорить об открытии экосистемы нового типа", - отмечает соавтор исследования Дэниэл Лизарралд, геофизик из Океанографического института Вудс-Хола, имея в виду обиталище видов, приспособленных к уникальному набору термических и химических градиентов в местах такой "утечки тепла".

Исследователи полагают, что Гуаймас выбрасывает 80 тыс. тонн углерода в год. Наверняка есть и другие локации: их стоит поискать в Южно-Китайском, Филиппинском, Красном, Эгейском морях, а также в бассейне Лау близ островов Тонга в юго-западной части Тихого океана.

Расплавленная порода, накачиваемая в осадочные бассейны, связывается учёными с огромными выбросами метана, которые, возможно, привели к крупным изменениям глобального климата в прошлом. Такие выбросы имели место в бассейне Кару в Южной Африке 183 млн лет назад и на норвежской континентальной окраине 55 млн лет назад. И всё же количество углерода, выбрасываемого бассейном Гуаймас, бледнеет по сравнению с объёмом сжигаемого человеком ископаемого топлива - свыше 8 млрд тонн углерода в год. Кроме того, остаётся неясным, сколько углерода в конечном итоге уходит в атмосферу и сколько захватывается донными организмами.

Вместо того чтобы служить фактором глобального потепления, подобные разломы могли бы сыграть на нашей стороне. В некоторых трещинах, бедных магмой, должно находиться большое количество перидотита - пористого материала, способного принять значительный объём парниковых газов.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Geoscience.