Российская Информационная Сеть
23 ноября, 18:45

Министерство транспорта готовит революционное новшество

Министерство транспорта готовит революционное новшество Единый проездной билет для разных видов транспорта, включая поезд и самолет. То есть в Лондон из Нижнего Новгорода можно будет попасть по одному проездному документу - сначала на поезде, потом на электричке или автобусе в аэропорт, а уже оттуда на самолете.

В Европе такая система работает давно. Технически "догнать Запад" можно за полгода, говорят эксперты. Но вот будет ли удобно и выгодно пользоваться единым билетом в российских условиях? "Известия" выяснили детали.

Сейчас все государственные структуры с подачи президента унифицируют свои электронные системы. Дается это с огромным трудом, но в результате жизнь граждан сильно облегчается. Подобную унификацию предлагается провести и в области транспорта. Крупные авиакомпании уже познакомили нас с прогрессом. Мы покупаем билет в интернете, причем его даже не надо распечатывать на принтере, достаточно показать на стойке регистрации паспорт. Похожую схему внедряют "Российские железные дороги". Но не на всех полустанках есть терминалы, а проводники могут отправить вас "активировать" электронный билет в обычную кассу, в которой очередь. На междугородние автобусы билеты продаются только за наличные.

Туристы и особенно деловые люди из развитых стран удивляются. Они уже привыкли: если, скажем, поезд опаздывает и на самолет не успеваешь, тебе на телефон приходит сообщение - каким теперь рейсом лететь. Сдавать билет и покупать новый не нужно. Если приходится ждать в аэропорту, на тот же телефон поступает SMS: забронирован такой-то номер в гостинице, получите ключи. Иностранцы сетуют: путешествия стали пресными, пропал авантюрный дух. В России же дальняя дорога - это всегда приключение.

Два закона одной судьбы

Министерство транспорта не раз подступалось к теме. Усилия вылились в два законопроекта. Оба покинули стены ведомства, прошли первое чтение в Думе, а до второго пока так и не добрались. Первый - "Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок" - "висит" аж с 2007 года. В него лоббисты внесли столько поправок, что из документа, облегчающего жизнь, он превратился в "адский сертификат", от которого пассажирам только хуже станет, сетовал замминистра транспорта Сергей Аристов в одном из интервью. Минтранс пошел на уступки, убрал из проекта автобусные компании, то есть самых, как считается, "диких" участников рынка.

Другой закон - "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках" - тоже ждет второго чтения, также подвергается лоббистским атакам, но на этот раз Минтранс намерен стоять до конца.

- Автобусных перевозчиков исключать из этого документа не будем, - заявили "Известиям" в ведомстве.

Тем не менее министр транспорта Игорь Левитин на днях выразился о судьбе документа крайне осторожно: дескать, ведомство "осуществляет работу" по его подготовке. Между тем председатель Общественного совета по совершенствованию деятельности автовокзалов Борис Лоран рассказал "Известиям", что электронные билеты в его епархии уже появляются: покупаешь на сайте, распечатываешь на принтере - и вперед, в Ковров или в Касимов. Но на инновации перешла лишь четверть автовокзалов.

- Проблема в том, что автостанции не находятся в единой системе. Билетных систем несколько, они в основном разбиты по региональному принципу, - говорит Лоран.

Но скоро дело сдвинется.

- Если все будет идти нынешними темпами, то уже через полтора года житель любой деревни, сидя за компьютером, сможет купить единый билет, скажем, из Васюков до Иркутска. И добраться от Васюков до областного центра на междугороднем автобусе, оттуда до Москвы - поездом и дальше самолетом до Иркутска, - резюмирует Лоран.

Но раз даже автобусные перевозчики не против, в чем проблема?

Дело не в технике

Есть, конечно, чисто технические сложности, рассказывает президент консалтингового агентства "Качалов и коллеги" Игорь Качалов, но они преодолимы.

- Необходимо состыковать тысячи операторов - авиакомпаний, подразделений РЖД, туроператоров, билетных агентов, сделать для всех единую сеть, так, чтобы система ненароком не продала билетов больше, чем есть кресел в самолете, - делится он. - Но эта задача решаема.

А вот в том, что касается чиновничьего менталитета, никакие рецепты не помогают. Невозможно побороть страсть наших чиновников ссориться и перетягивать одеяло на себя, утверждает руководитель компании "Финэкспертиза" Агван Микаелян.

- Чиновники не умеют делить деньги. В истории с единым билетом, как в капле воды, отразилось это их свойство, - добавляет он.

Они не приучены работать в связке, им непременно нужно, чтобы кто-то был главным и остальных подмял. И это непродуктивно, даже опасно, продолжает Микаелян.

- Сейчас создадут какой-нибудь дурацкий единый расчетный центр, заведут туда финансовые потоки... Дело даже не в коррупции, так приятно чем-то рулить! - резюмирует эксперт.

И в коррупции тоже. Не хотят транспортники показывать свои финансы, считает руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Он с Микаеляном согласен: ненужный "главный центр" создать непременно попытаются.

- Эта компания будет серьезно влиять на денежные потоки. Прогнозирую борьбу за то, "чья" она будет. Но рано или поздно всей этой публике придется договориться.

Как бы не подорожало

Допустим, людям расскажут, какое пришлось закупить оборудование. Сколько оно стоит. Плюс - новые чиновники, которые сядут в "расчетных центрах". Все это упадет на цену билета. Платить придется больше. И не факт, что будет корректно работать.

Перевозчики также могут затянуть другую песню: мол, раньше мы давали скидки - за неудобные места, неудобные рейсы, а теперь все. Но на самом деле единый билет на ценообразование не влияет никак, говорит Качалов. Билеты должны подешеветь, уверен он. Так во всем мире. Но Россия - это страна, в которой благие идеи часто словно преломляются через кривое зеркало.

nbsp;RIN 2000-