Российская Информационная Сеть
23 марта, 10:18

Банкиры РФ хотят ограничить засилье госбанков

Банкиры РФ хотят ограничить засилье госбанков Российские банкиры и регуляторы спорят, как ограничить засилье госбанков.

Антимонопольная служба принимает идею ограничения казенной доли в активах, Центробанк склоняется к приватизации государственных монстров, но опасается, что конкуренции на рынке это не прибавит, а управлять ими станет сложнее.

"Мы можем говорить об ограничении по аналогии с долей иностранного капитала в банковском секторе... то есть о введении такого показателя, как доля госкапитала в активах банковской системы, и скажем, что сегодня она такая и не может увеличиваться, кроме как в кризис, при такой оговорке", - сказала начальник управления контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы России Юлия Бондарева на круглом столе с участием банкиров.

Госбанки занимают около 60 процентов в активах российской банковской системы, и в последнее время частные банки все больше жалуются на давление со стороны казенных монстров - таких как Сбербанка и ВТБ, которые имеют доступ к более дешевому фондированию, расхватывая и без того малочисленных после кризиса клиентов.

"Обсуждение этого ограничения всплывает время от времени, когда банковскую стратегию обсуждали, и раньше", - говорит Бондарева.

"Может действительно зафиксировать долю госкапитала в активах и все", - добавляет она.

Первый зампред ЦБР Геннадий Меликьян говорит, что такая идея возникала, но стратегия остановилась на приватизации.

"Мы прописали (в стратегии), что постепенно будет приватизирована небольшая часть Сбербанка, ВТБ, но революции на ближайшие годы не предусматривается", - говорит он.

Два крупнейших госбанка попали в план масштабной приватизации, которую власти РФ готовят в ближайшие пять лет.

Но от монополизма Сбербанка, на который приходится треть активов банковского сектора, приватизация не спасет.

"Просто приватизация Сбербанка проблему монополизма не решает, потому что он будет реализовывать свои возможности монопольные, просто опираясь на свои размеры, а от приватизации размеры не поменяются", - считает Меликьян.

Однако контролировать возможности крупнейшего госбанка станет сложнее.

"Если бы мы хотели приструнить Сбербанк, то это проще было бы сделать, если бы он был государственным, а если будет частным, то не хватит никаких сил", - говорит Меликьян.

Главный госбанкир страны - глава Сбербанка Герман Греф - говорит, что не видит никаких преференций от государства, а напротив, страдает от бремени в виде социальной нагрузки, и предлагал государству расстаться с контролем в банке.

Бондарева говорит, что здоровой конкуренции могло бы поспособствовать введение требований к банкам продавать часть бизнеса, если сделки по поглощению приводят к доминирующей позиции на рынке.

"Мы можем говорить, что если сделка приводит к ограничению конкуренции в регионе, то должна быть возможность составления предписания по продаже активов, филиалов, продаже бизнеса, для этого мы можем с ЦБР можем выработать инструкцию, как это делать", - говорит она.

Последняя сделка, которая вызвала волну возмущения частных банкиров - приобретение ВТБ опорного банка московского правительства - Банка Москвы.

Но с точки зрения конкуренции между ВТБ и Сбербанком, сделка правильная, говорит Бондарева.

nbsp;RIN 2000-