Российская Информационная Сеть
24 марта, 09:12

Ни Каддафи, ни его оппоненты не могут добиться успехов

Ни Каддафи, ни его оппоненты не могут добиться успехов Международная коалиция уже четвертый день забрасывает ливийские военные объекты "Томагавками" и бомбит их с самолетов, вследствие чего армия полковника Каддафи стремительно деградирует.

Однако повстанцы, даже воодушевленные поддержкой с воздуха, все равно ничего толкового предпринять не могут: сил и умения не хватает.

Американские военные отрапортовали, что по ливийским военным объектам за первые дни операции "Одиссея. Рассвет" были выпущены 162 крылатые ракеты. Самолеты коалиции за то же время совершили более трехсот боевых вылетов.

Ливийские военные после этого были вынуждены констатировать, что их боевая мощь значительно сократилась. Под Триполи, например, "Томагавки" сравняли с землей воинскую часть, где ждали своего часа установки залпового огня, танки и другая бронетехника. Офицер ливийских вооруженных сил, показавший руины части корреспонденту BBC News, нашел лишь один повод для радости: на ночь из части увели всех людей, поэтому погибших вследствие ударов там не было.

Последствия другого примера использования авиации все мировые телеканалы транслировали из-под Бенгази - колонна ливийской бронетехники, которая направлялась к "столице" повстанцев, превратилась в груду металлолома.

Государственные СМИ Ливии после первого же дня бомбардировок заявили о десятках погибших и сотнях раненых из числа мирных жителей, а также якобы разрушенной ракетой больнице. Однако на просьбы иностранных корреспондентов в Триполи продемонстрировать хотя бы какое-то доказательство этих слов ответом было молчание.

У американцев, впрочем, тоже появились первые потери - как боевые, так и имиджевые. 21 марта вследствие "механических неполадок" под Бенгази разбился тактический истребитель F-15. Одного пилота нашли и до прибытия спасателей приютили у себя местные жители.

А со вторым случилась неприятная история. Вертолет ВМС и местные жители нашли его почти одновременно. Американцы не сразу сообразили, что ливийцы, бегущие к их пилоту, опасности для него не представляют. Поэтому по хозяевам дали очередь из пулемета, установленного на вертолете. В итоге шестеро ливийцев с ранениями различной степени тяжести оказались в больнице.

Американцы постарались не рекламировать произошедшее: очень уж некрасиво получилось. Но британские журналисты предали эту историю огласке. Впрочем, закончилось все более или менее полюбовно: военные с сожалением признали, что ошиблись. А один из пострадавших ливийцев оказался на редкость отходчивым человеком. Весь перемотанный окровавленными бинтами, лежа на больничной койке, в эфире BBC News он заявил, что его ранение - это не слишком высокая цена за свержение диктатора, и призвал НАТО продолжать бомбардировки.

Участники коалиции уговаривать себя не заставили: английские генералы вскоре отрапортовали, что ливийская система ПВО и боевая авиация практически перестали существовать. После этого бомбардировки крылатыми ракетами постепенно стали сходить на нет. Если в первую ночь ракет было выпущено более ста, то в последующие дни - всего по несколько десятков. Использовать "Томагавки" во-первых, дорого, во-вторых, достойных целей почти не осталось. Впрочем, одна из них требует отдельного упоминания.

Американцы не смогли побороть искушения отбомбиться по символу "кровавого режима" - резиденции Каддафи "Баб аль-Азизия". Как результат, некий трехэтажный дом на ее территории стал грудой щебня. Командование операции пояснило, что без этого было никак: дом, по их словам, был непростой - в нем располагался командно-коммуникационный центр ливийской армии.


Даже если и так, то военная ценность объекта представляется сомнительной: в конце-концов, и правительственные войска, и их оппоненты совершенно свободно могут пользоваться мобильными телефонами для координации своих действий - вышки сотовой связи ни те, ни другие во время боевых действий стараются не задевать.

Но удар по резиденции Каддафи не прошел незамеченным в мире. У США и союзников начали интересоваться, а не на лидера ли джамахирии началась охота? Ведь мандат ООН действия подобного рода не предусматривает. В ответ на это Вашингтон и Лондон подозрительно бурно бросились успокаивать мир: "Ну что вы, какая охота? Вовсе нет! Командный центр, ничего более". Звучало это, однако, крайне малоубедительно.

Сам же Каддафи поспешил воспользоваться настроениями сомневающихся. Благоразумно переждав, пока его резиденцию разбомбят окончательно, на обломках "Баб аль-Азизии" он произнес зажигательную речь. Суть ее была примерно такой: он никого не боится, соберет своих людей, "все исламские армии" и победит всех "крестоносцев". Бояться ему, и правда, было нечего: переполненную экспрессией тираду слушали тысячи полторы человек, среди которых находились заранее доставленные туда женщины и дети. Руки у американцев наверняка чесались, но ударить по толпе они так и не решились.

Если смелости Каддафи не занимать, то вот насчет победы возникают сомнения. Разбить повстанцев в Бенгази ему не удалось. Под Мисуратой, которая уже месяц сопротивляется правительственным войскам, натовцы уничтожили обстреливавшие город гаубицы, дав повстанцам вздохнуть чуть свободнее. Авиация союзников сделала затруднительным любое наступление, сопряженное с перемещением больших количеств боевой техники. Если за дело возьмутся БПЛА, приспособленные для нанесения ударов по единичным целям, то даже и один-единственный танк с места на место перегнать будет непросто.

Прекрасно осознавая все это, Каддафи пообещал раздать миллион единиц стрелкового оружия своим сторонникам, чтобы задавить противника числом. Однако реализация этого плана забуксовала.

Дело тут вот в чем. В Триполи сейчас на людях все, конечно, до беспамятства обожают джамахирию. Но стотысячных демонстраций в поддержку Каддафи не наблюдается, а кроме того, все помнят, что и в столице Ливии в феврале проходили беспорядки. В этой ситуации раздача оружия населению может оказаться палкой о двух концах.

Повстанцам, конечно, все эти новости - как бальзам на сердце. Однако вместо того, чтобы организовать какое-то подобие армии и пойти в наступление, они беспрерывно празднуют, стреляют в воздух и фотографируются на фоне подбитой техники, флагов и друг друга.

После начала натовских бомбардировок часть оппозиционеров с песнями и знаменами пошла захватывать город Адждабия. Атака была моментально отбита с большими потерями для нападавших. На камеры иностранных телеканалов представители повстанцев снова начали жаловаться: "У них там столько всего - танки, ракеты, а у нас ничего, кроме автоматов. Бомбите их сильнее, пожалуйста".

На самом деле, даже если самолеты коалиции разотрут в порошок всю боевую технику правительственных войск, то радости повстанцам (в их нынешнем виде) это добавит немного. Как рассказывают очевидцы, организация и дисциплина в их рядах отсутствует полностью, повсюду царит фантастический беспорядок. Никаких представлений о разведке, резервах, организации обороны или наступления нет. Как написал в своем блоге один из фотографов Agence France-Presse, повстанцы вообще с трудом разбираются, как что работает: в частности, из гранатометов они стреляли по самолетам противника, а из зенитных пулеметов - по танкам.

Понятное дело, что против нормально обученной армии у вооруженной и очень шумной толпы шансов почти нет. Ситуация может измениться с появлением у повстанцев правительства, в котором, возможно, найдется место и для министерства обороны. Возможно, эта новая структура наведет хоть какой-то порядок в рядах своей "армии".

Но на нынешний момент ситуация в Ливии складывается патовая: ни Каддафи, ни его оппоненты на земле переломить ситуацию в свою пользу не могут. Боевая ничья.

nbsp;RIN 2000-