Российская Информационная Сеть
27 марта, 15:34

Взгляд ислама на налоги и пошлины

Взгляд ислама на налоги и пошлины Исламизм в наши оказывает весомое влияние на экономику многих стран. В государствах, принявших ислам в качестве официальной религии, доминирует неукоснительное следование шариату - древнему своду правил и предписаний.

Шариат определяет не только духовную основу жизни всех мусульман, но и даёт некоторые предписания относительно рыночной экономики. Хотя прямых ответов на экономические вопросы шариат не содержит, однако многие его положения касаются сбора налогов и пошлин. Официально налоги и пошлины организуются в пользу незащищённых слоёв населения ("подача милостыни и проявление солидарности с бедными"). Что же касается имущества, то, хотя оно и находится во владении человека, но тем не менее "принадлежит Аллаху, человек же лишь пользуется им".

Шариат даёт некоторые указания и по поводу свободы предпринимательства в исламских странах. Так, в Мавритании установлен нижний предел жизненного уровня жителей, и до тех пор, пока он не будет достигнут, действия предпринимателей существенно ограничиваются. Бюджет страны основывается на горнодобывающей промышленности и морском рыболовстве. Власть же должна обеспечить населению "справедливое вмешательство" и перераспределение средств "от богатых к бедным".

Ислам предписывает мусульманам всего мира выплачивать особый налог, издревле получивший название "закят". Согласно шариату, закят уплачивается один раз в год, в определённый день месяца Рамадана. В качестве предназначения этого налога религия указывает помощь малоимущим слоям населения данной страны. В некоторых странах - таких, как Пакистан и Бангладеш - закят стал обыкновенным государственным налогом. Обязанность выплачивать его возлагается на главу каждой семьи. Взимание закята выглядит как выплата налога не только на торговую прибыль, но и на имеющееся в распоряжении мусульманина имущество, скот, драгоценности.

Саудовская Аравия облагает этим налогом капитал, который не является вложенным в какое-либо производство. Кроме того, закятом здесь облагаются чистый доход и все виды "замороженных" источников. Примечательно, что в этом государстве в случае смерти мусульманина из оставшихся после него средств прежде всего будет выплачен именно этот налог.

Пакистанский Закон о труде также предписывает выплачивать налог "в пользу бедных мусульман, нищих и самих сборщиков закята". Около половины ВВП страны строится на государственных предприятиях, торговых учреждениях, банках; частный сектор частично контролируется властью.
В целом, рынок стран без значительных запасов нефти, принявших ислам, значительно отличается от рынка других государств. Важнейшей вехой в формировании бюджета и перераспределении благ становятся социальные и моральные предписания корана.

Влияние традиционных верований и предписаний на экономику стран, принявших ислам в качестве официальной религии, действительно велико. Деятельность предпринимателей таких государств ведётся под знаменем общего равномерного развития страны и защиты людей, относящихся к "категории социального риска". Религия утверждает, что человек считается лишь временным проводником материальных благ. Преумножение земных благ поощряется, предпринимателям разрешаются инвестиции и разумный риск; однако всё это не должно происходить за счёт благ духовных.

Есть и частные примеры влияния ислама на экономическое положение стран. Так, экономически сложным месяцем для мусульман становится Рамадан. В течение этого месяца из-за общепринятого поста продуктовые магазины закрываются либо посещаются крайне ограниченным количеством покупателей. По этой причине в преддверии Рамадана предприниматели повышают цены, стремясь возместить будущий убыток.

Другой пример - в определённый день года коран предписывает заколоть барана и отдать его мясо в пользу малоимущих. Вследствие этого канона в данный период во всей стране перепродаётся мясо, цена на которое проходит путь от чрезвычайно низкой до завышенной (сначала мяса становится слишком много, но через некоторое время в силу естественных процессов возникает дефицит). Исламские страны предпринимают различные пути решения проблемы - такие, как экспорт мяса в соседние страны, организуемый в строго указанный период.

nbsp;RIN 2000-