Российская Информационная Сеть
28 марта, 17:36

В Банке Москвы снова случился скандал

В Банке Москвы снова случился скандал Сериал с передачей госбанку ВТБ контроля над Банком Москвы зашел на второй сезон.

Если осенью 2010 года и зимой 2011-го главной интригой было то, за сколько госбанк получит один из крупнейших банковских активов в России, то весной 2011-го в этой истории больше всего интересно, как ВТБ собирается выкупать акции у миноритариев. Те во главе с президентом Банка Москвы Андреем Бородиным отступать не собираются и даже предложили ВТБ выйти из капитала банка.

Андрею Бородину и его советнику Льву Алалуеву принадлежит всего около 20 процентов акций Банка Москвы, но влияние Бородина в банке трудно переоценить. Он возглавил сформированный столичным правительством банк и с тех пор обеспечивал связь финансовой организации с администрацией Юрия Лужкова. После смены столичного мэра над Бородиным нависла опасность увольнения: слухи о продаже столичной финансовой организации ВТБ начались именно с того, что администрации Сергея Собянина необходимо было уменьшить влияние Бородина на Банк Москвы.

Но в итоге столица решила совсем расстаться со своим банковским активом, так что разбираться с Бородиным пришлось новому собственнику - ВТБ. В госбанке не скрывали, что хотят получить 100 процентов акций Банка Москвы и полноправно управлять финансовой организацией. Однако справиться с Бородиным оказалось не так-то просто.

21 февраля, за день до продажи ВТБ столичной доли в Банке Москвы (46,5 процента от общего количества), состоялись перевыборы совета директоров финансовой организации. В него вошли сразу пять представителей ВТБ, в том числе и руководитель госбанка Андрей Костин, но большего достичь не удалось. Всего в совете директоров 15 мест, и 8 из них получили представители банка, миноритарных акционеров и независимые директора, которые, тем не менее, будут поддерживать Андрея Бородина - так, во всяком случае, писала в феврале деловая пресса. Еще два места в совете остались у правительства Москвы, и оно, в свою очередь, будет поддерживать ВТБ.


Таким образом, пока ВТБ не имеет большинства в совете директоров (как собственно, и контроля над Банком Москвы), а значит, его влияние на решения руководства ограничено.

На первом же собрании совета директоров Банка Москвы был выбран руководитель - первый вице-президент Банка Москвы Дмитрий Акулинин. В ВТБ тут же объявили это решение незаконным и потребовали переизбрания председателя. В итоге им стал сам Андрей Костин, а его заместителем - Михаил Кузовлев, также представитель госбанка.

Именно Михаил Кузовлев, по замыслу ВТБ, и должен был сменить Андрея Бородина на должности президента Банка Москвы. Это должно было произойти на собрании акционеров Банка Москвы, но в конце марта планы ВТБ оказались под угрозой срыва: совет директоров столичной финансовой организации неожиданно исключил Михаила Кузовлева из этого самого совета. В официальном пресс-релизе Банка Москвы мотивы решения не поясняются, но источник РИА Новости в финансовой организации заявил, что Кузовлева исключили "за грубое нарушение корпоративной этики". Кроме того, источник не исключил, что аналогичная участь может постигнуть и самого Костина.

Естественно, что в ВТБ на такие заявления не смогли не отреагировать. Буквально через несколько часов после появления сообщения Банка Москвы в ВТБ выпустили свой пресс-релиз, в котором приводятся следующие слова Костина: "Я, как председатель совета директоров Банка Москвы, не был уведомлен о предстоящем заседании совета директоров, на котором, якобы, должно было быть принято решение об отстранении от должности Михаила Кузовлева". По словам Костина, о заседании совета не знал не только он, но и никто из представителей ВТБ и столичного правительства.

Костин утверждает, что если менеджмент Банка Москвы осуществил подлог, то он "оставляет за собой право" обратиться в Генпрокуратуру.

Те же плюс Счетная палата
Пока ВТБ и менеджмент Банка Москвы разбираются с советом директоров, Счетная палата решила взяться за непосредственных руководителей Банка Москвы. Ведомство Сергея Степашина, напомним, в конце 2010 года бросилось проверять Банк Москвы и даже нашло там многочисленные нарушения, потом внезапно остановило проверку по просьбе ВТБ и правительства столицы, а в феврале вновь ее возобновило.

В конце марта в Счетной палате подвели итоги проверки, результатом которой стали письма, адресованные в ВТБ и лично Андрею Бородину. В этих письмах Счетная палата предлагает банку провести ревизию кредитного портфеля и на это время отстранить от работы всех, кто участвовал в выдаче кредитов, которые в СП назвали "сомнительными". Позднее аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын пояснил, что отстранение Бородина было бы разумно лишь в том случае, если он подпадает под указанное выше определение. "Логично было бы не отстраняться, а поехать в отпуск, отдохнуть", - добавил Бесхмельницын в беседе с журналистами.

Под "сомнительными" кредитами в Счетной палате подразумевают кредиты, которые Банк Москвы выдавал выборочным клиентам не по рыночным условиям. Связаны ли с ними руководители Банка Москвы, еще предстоит выяснить, но уже не Счетной палате, а Следственному комитету, куда были направлены материалы по делу.

Менеджеры Банка Москвы оперативно отреагировали на заявления Бесхмельницына довольно необычным пресс-релизом. В нем сначала говорится, что предметный комментарий будет предоставлен после получения официальных документов Счетной палаты, а потом добавляется: "Хотя в целом Банк считает, что вряд ли согласится с озвученными заявлениями".

Этот пресс-релиз при желании можно прочитать как то, что ни Андрей Бородин, ни его команда ни в какой отпуск не собираются. Да и как можно отдыхать, когда борьба за контроль над Банком Москвы, вполне вероятно, только начинается. Во всяком случае, Бородин вместе с другими акционерами уже предложили ВТБ продать им 46,5 процента акций Банка Москвы. Срок оферты истекает 8 апреля в 18:00, ждать осталось недолго, хотя уже сейчас можно предположить, что ВТБ предложение вряд ли заинтересует: не для того госбанк несколько месяцев лоббировал продажу Банка Москвы без конкурса (против этого выступали в Минэкономразвития, в ЦБ и в правлении частного Альфа-Банка, который тоже хотел купить Банк Москвы), чтобы сразу же перепродать потенциально очень ценный актив.

Важную роль в истории, по всей видимости, сыграют миноритарные акционеры Банка Москвы. В конце февраля "Ведомости" писали, что ВТБ договорился о выкупе 3,88 процента акций Банка Москвы у Goldman Sachs, но впоследствии эта информация была опровергнута. Более того, потом появилась информация, что покупателем доли Goldman Sachs выступил миллиардер Сулейман Керимов, а ВТБ скупил активы неназванного швейцарского фонда и Credit Suisse. Эта информация, впрочем, основана на источниках деловых СМИ: официального подтверждения у нее нет.

25 марта у Банка Москвы вышел пресс-релиз: "Открывается новый сезон игр `Что? Где? Когда?` с Банком Москвы". Лучшего обозначения для всего происходящего вокруг финансовой организации не найти.

nbsp;RIN 2000-