Российская Информационная Сеть
3 апреля, 19:18

Оппозиция прочит Каддафи самоубийство

Оппозиция прочит Каддафи самоубийство Соединенные Штаты сворачивают боевую миссию в Ливии. Ключевая роль в военной операции теперь будет передана союзникам по НАТО. Между тем ливийская оппозиция организовала первые поставки нефти в Катар.

По оценки лондонских специалистов, объемы составят примерно один миллион баррелей в неделю. На вырученные деньги повстанцы смогут закупить продовольствие, медикаменты и - возможно - оружие. Тем временем новые столкновения между правительственными войсками и мятежниками произошли в окрестностях Бреги.

Еще один день гражданской войны. Очередная наспех сколоченная колонна повстанцев отправляется на фронт. Тактика "бьют - беги" или, точнее, дави на газ. Ей руководствуются и революционеры, и правительственные войска.
Бронетехники, артиллерийских установок у повстанцев нет, в отличие от армии Каддафи, которая продолжает вести обстрелы оппозиционных сил из установок "Град". Впрочем, с танков и БМП войска Каддафи все чаще пересаживаются на пикапы, опасаясь авиаударов западной коалиции. Союзники уже начали путать, где кто. Недалеко от города Брега бомбы по ошибке сбросили на колонну повстанцев. Погибли как минимум десять человек.

На прифронтовой дороге давка - из Бенгази привезли лепешки. Обычно просят четверть динара, это около пяти рублей, но сейчас раздают бесплатно. Чтобы приготовить, что посерьезнее, здесь же разводят костер. Топят, чем придется. Заодно и греются. Сегодня по местным меркам прохладно. Из горячительного чай и кофе: в Ливии сухой закон.
"Снабжение у нас налажено, - говорит один из повстанцев. - С продуктами, водой проблем нет".

Повстанцам не хватает тяжелого оружия и навыков, как с ним обращаться. Костяк ополчения - те, кто еще совсем недавно слушал лекции в институтских аудиториях или работал. Механики, строители.

"У меня нет пикапа. Вот я придумал, как прикрутить пулемет к легковушке", - показывает свое изобретение оппозиционер.

Несмотря на военное положение, недостатка в бензине и солярки нет. Топливо, едва власть в Бенгазе захватили революционеры, заметно упало в цене. Литр нередко дешевле хлеба, 3-4 рубля. Представитель местной нефтяной компании Абдель Джамиль Майюр объясняет: спасает единственный работающий НПЗ, он в глубоком тылу, почти на границе с Египтом, в городе Табруке.

"Обычно мы добывали 425 тысяч баррелей в сутки, - говорит нефтяник. - Сейчас не дотягиваем и до 100. Но для войны этого хватает. Чаще всего военных мы заправляем вообще бесплатно".

На фронт информационный бросают все - сочиняют рэп, откуда-то из подполья вещает революционное радио, в огромных количествах выпускаются карикатуры и фотоколлажи. Вот лишь один из сюжетов: брошенный, доведенный до отчаяния Каддафи готов пустить пулю в висок. Пока это все - не более, чем вымысел художника. Но на то есть причины. Полковника предают ближайшие соратники. В Лондон, к примеру, убежал Муса Куса, бывший шеф ливийской разведки. Намного большие потери спецслужбы понесли в ходе февральского восстания.

Еще полтора месяца назад это место жители Бенгази старались обходить стороной. Штаб-квартира спецслужб - здесь собирали досье на оппозиционеров, содержали тех, кто мог представлять какую-либо угрозу для действующего режима. Когда началось восстание, штаб-квартира была разграблена и сожжена. Такая же участь постигла все другие офисы спецслужб в восточных городах страны. Жгли в первую очередь досье на подозреваемых. Правда, здесь почти весь архив успели вывезти на запад страны. В спешке уронили несколько личных карточек.

"Имя этого парня Мутаса Мохаммед Абзой. Он подозревался в связях с повстанцами, - показывает местный житель. - Есть и карточки на предполагаемых исламских экстремистов".

Что правда, а что вымысел в этих обвинениях, теперь не разобрать. Факт в том, что диктатор Каддафи любыми путями убирал конкурентов. Будь то либералы, поддерживающие отношения с Западом, или радикальные проповедники Аль-Каиды. У западных коалиционных сил уже появилась информация, что среди повстанцев, воюющих против полковника, возможно, есть террористы.

"Нет, это не Аль-Каида. У нас здесь террористов нет", - уверяет житель Бенгази.
Примет радикализации в Бенгази действительно немного. Здесь нет законов шариата, женщины по восточным меркам вполне свободны, большая часть населения учится не в медресе, а в университетах. Но в условиях гражданской войны нужны скорее не инженеры, а боевики. Оппозиция же по-прежнему разрозненна. И занять вакантное место лидера революции могут совсем неожиданные фигуры.

nbsp;RIN 2000-