Российская Информационная Сеть
8 апреля, 09:20

Запад предложил Каддафи достойно уйти из власти

Запад предложил Каддафи достойно уйти из власти Вождь ливийской джамахирии Муаммар Каддафи написал письмо президенту США Бараку Обаме, который, в свою очередь, направил своего "неофициального" спецпредставителя с пакетом предложений в Триполи.

Хотя на словах оба лидера стремятся к миру, из содержания их посланий следует, что компромисс между ними в обозримой перспективе не достижим.

Информация о том, что Муаммар Каддафи отправил в Вашингтон письмо, была распространена почти одновременно с новостью о поездке бывшего конгрессмена Курта Уэлдона в Триполи. Ни содержание письма, ни суть предложений Барака Обамы официально не раскрывались, однако журналистам удалось узнать и то, и другое.

Ливийский лидер принялся давить на жалость. Назвав американского президента "сыном" и пожелав ему победы на выборах в 2012 году, он попросил Обаму прекратить бомбардировки "маленькой развивающейся страны". При этом Каддафи не удержался от короткой лекции на любимую всеми диктаторами тему "О невозможности построения демократии военными методами".

Не так давно на эту же тему в интервью BBC News высказался сын Каддафи - Сейф аль-Ислам. Не впадая в сантименты, он заявил, что правительственные войска давно бы уже раздавили восстание, если бы не самолеты коалиции. Да и сам диктатор ранее недвусмысленно обещал жителям Бенгази, что его солдаты будут ходить по городу "от двери до двери" и пощады никому не будет.


Поэтому слезливые излияния о "маленькой развивающейся стране" - это, конечно, сугубо экспортный продукт. Для внутреннего употребления у Каддафи заготовлены совсем другие речи, где он фигурирует в качестве великого полководца, короля королей Африки, пророка современности и тому подобного. В общем, суть письма к Обаме не нова: вы уходите, а мы тут сами разберемся. Американцы от такой банальности отмахнулись.

Уэлдон же приехал в Триполи "по частной инициативе, но с ведома президента и Конгресса" с целым букетом довольно экзотических предложений. Среди прочего ливийскому лидеру предлагается отказаться от власти и передать ее временному правительству, создать международную комиссию для подготовки и проведения парламентских выборов, остановить боевые действия, вывести войска из городов и так далее. Вишенкой же на вершине этого "торта" алеет предложение самому Каддафи занять пост почетного председателя Африканского союза.

Тут все несколько сложнее, чем в случае с письмом ливийского лидера. У администрации США сейчас других забот полон рот, чтобы отвлекаться еще и на Ливию. Одни только Ирак с Афганистаном чего стоят. Поэтому в Белом доме хотят закрыть эту историю как можно скорее, чтобы сконцентрировать усилия на главном.

Однако в Ливию американцы все же влезли. А в преддверии выборов, заботливо упомянутых Каддафи, для Обамы не может быть иного окончания военной кампании, кроме победы. Победу же в Вашингтоне поймут только такую: в Триполи устанавливается новый режим, а диктатор покидает страну. Любой другой исход для президента США неприемлем.

По-видимому, задача Уэлдона такова: в спокойной обстановке, не через экраны телевизоров, а с глазу на глаз уговорить Каддафи уйти по-хорошему, сохранив достоинство. Если не получится, то американцам не составит большого труда "по просьбе НАТО" вернуть в ливийское небо штурмовики и тяжелые самолеты огневой поддержки, раскрошить в мелкий фарш то, что осталось от ливийской армии, вооружить до зубов повстанцев, направить им военных советников, а также начать охоту на самого Каддафи и его родню с помощью БПЛА. Когда на кону будет стоять переизбрание Обамы на второй срок, даже потери среди мирного населения Ливии окажутся не слишком высокой платой за победу.

Вождь ливийской джамахирии - человек, конечно, эксцентричный. Но даже при всех его чудачествах в политических играх он ориентируется блестяще и цену власти знает не хуже американского президента. Каддафи прекрасно осознает, что Обаме и его союзникам по НАТО позарез нужна выигранная война и они ни перед чем не остановятся ради достижения своей цели. Понимая, с чем к нему приехал Уэлдон и чем он занимался ранее, Каддафи оттягивает встречу с ним, маринуя бывшего конгрессмена в гостинице. Ливийский диктатор догадывается, что разговор будет предельно циничным: для его оппонентов ставка в игре не демократия, равенство-свобода или тому подобные птички и цветочки, а реальная власть.

Кто такой Курт Уэлдон
Бывший конгрессмен-республиканец Курт Уэлдон значительную часть своего времени посвящал международной деятельности, работая в парламентских группах по связям с государствами бывшего СССР, а также Ливией, Северной Кореей и другими "странами-изгоями". Он лично знаком с Муаммаром Каддафи и его сыном Сейф аль-Исламом, с которыми вел переговоры о прекращении ливийской ядерной программы. Уэлдон также выступал посредником при продаже российского и украинского оружия Ираку и пытался договориться с Каддафи о продаже американских вооружений Ливии.
Сейчас у Каддафи три варианта. Во-первых, он может сказать решительное "нет". Тогда война продолжится, причем с новой силой. Шансы на победу у его режима весьма призрачные: оппозиция набирает силу, а его войска под ударами НАТО тают день ото дня. Так дело может закончиться виселицей - как для него лично, так и для его многочисленных отпрысков. Пример Саддама Хусейна - более чем наглядная тому иллюстрация.

Второй вариант - попробовать начать торговаться. Неутолимая жажда власти - это доминантная черта характера ливийского лидера. Он физически не может отказаться от управления страной без борьбы. Кровавые события, разворачивающиеся сейчас в Ливии, это подтверждают. Однако поле для маневра у Каддафи стремительно сокращается: на востоке страны повстанцы наступают, Мисурату взять так и не удалось. Кроме того, его уход из власти в Ливии - ключевое условие американцев, без его выполнения ни о какой сделке не может быть и речи.

Третья опция - согласиться с предложением Вашингтона. Пусть это равносильно признанию своего поражения, однако оставляет одну лазейку для сохранения власти семейства Каддафи. Предложение, которое привез в Триполи Уэлдон, включает в себя пункт о том, что Сейф аль-Ислам получит право участвовать в свободных выборах. Тем не менее, согласие ливийского лидера на уход из власти - это наименее вероятный исход переговоров. Он сам несколько раз говорил, что скорее погибнет, чем покинет страну, да и ливийская оппозиция выступает категорически против участия кого-либо из семьи Каддафи в политической жизни страны в будущем.

Ливийскому лидеру и его приближенным есть о чем задуматься. При этом решение надо принимать как можно быстрее - на востоке Ливии позиции режима становятся все более шаткими. Несмотря на чудовищный беспорядок, нехватку оружия и боевой выучки в рядах повстанцев, а также периодические удары с воздуха "по своим", противники Каддафи постепенно продвигаются на запад.

nbsp;RIN 2000-