Российская Информационная Сеть
9 апреля, 17:34

Итог борьбы с инфляцией в России - рост цен

Итог борьбы с инфляцией в России - рост цен Что, прежде всего, беспокоит население страны? Конечно доступность продуктов питания, как и обеспечение других первичных потребностей. Аналитики увязывают рост цен на продукты с прошлогодней засухой.

Однако, это недостаточно полный анализ. Дело в том, что продукты питания начали резко дорожать с 2008 года, когда российская экономика, как и мировая, оказалась в кризисе. Рекордсменами по удорожанию продовольствия тогда стали Украина и Россия.

Тема инфляции для России является традиционной и довольно болезненной. Инфляция со времён Гайдара выступает как практически единственный целевой параметр финансово-экономической политики страны. Причём из многочисленных потенциальных причин этого явления выбран только монетарный фактор, заключающийся в том, что избыточная оборотная денежная масса, избыточный платёжеспособный спрос при ограниченности предложения товаров и услуг на рынке повышают цены.

Однако, кроме монетарной инфляции, существует ещё ряд причин ценового роста. Например, инфляция ожиданий, когда психологическое состояние населения изменяется с помощью информационного воздействия и создаётся, например, ажиотажный спрос на гречку. Непременно стоит упомянуть об инфляции издержек, когда затраты предприятия на труд, на аренду, на транспорт, энергию и связь, на сырьё начинают расти опережающим образом. Сразу, однако, отмечу, что оплата труда в стране в 2-2,5 раза ниже того значения, которое может повлиять на ценообразование. Энергия, связь и услуги транспорта зарегулированы федеральной антимонопольной службой настолько, что, как показывают наши расчёты, они уже перестают быть факторами инфляции. Существует импортная инфляция, когда на внутреннем потребительском рынке становится всё больше зарубежных товаров, и внутрь страны приносятся иностранные ценовые шкалы. Чтобы в этом убедиться, стоит сравнить цены на отечественный автопром и на иномарки, цены на российское и иностранное продовольствие, на текстильную продукцию, строительные материалы и так далее. Эта инфляция имеет место быть, и она коррелирует с безудержным и неостановимым увеличением открытости российской экономики. Сегодня этот показатель находится уже далеко за пределами оптимальной нормы.

Что касается монетарной инфляции, то современный российский управленческий подход к ней совершенно ошибочен. Дело в том, что оборотная денежная масса в стране влияет не только на платёжеспособный спрос населения, разогревающий потребительские цены. Одновременно через кредитный контур, через так называемые длинные деньги, через инвестиции в основные фонды, она сказывается и на объёме предложения товаров и услуг. Как нельзя лучше иллюстрирует ситуацию так называемая модель инфляционных весов: из одного источника (объёма оборотной денежной массы в стране) действуют две силы: одна - на левую чашу, вторая - на правую. При этом левая чаша - инвестиционное стимулирование предложения товаров и услуг на рынке, а правая - платёжеспособный спрос населения. Схема связей здесь крайне сложна: действия факторов и связей могут иметь различные временные задержки. Тем не менее, расчёты на моделях показали, что в результате российской демонетизации средств суверенного финансового оборота инфляция не падает, а растёт. Это происходит вот уже 20 лет. Иными словами, ориентирование на монетарные способы борьбы с инфляцией не только не приносит успеха в этой борьбе, но снижает экономический рост и предложение товаров и услуг отечественного производства на российском рынке, негативно влияет на занятость, увеличивает безработицу, уменьшает объёмы оплаты труда, ухудшает уровень жизни населения, подрывает демографическую ситуацию. Последствия, как видим, очень системны.

Монетизация российской экономики лежит в пределах 30-40%. Для сравнения, в Китае этот показатель больше 200%, в среднем по миру - это около 100%. Получается, что в России денежный оборот замещается суррогатами, иностранной валютой, что является базой, не облагаемой налогами. Это, как ни печально, типичная для Росси ситуация: оборот средств имеет место, а налоги не взимаются. Соответственно бюджет оголяется, соответственно сужается спектр возможностей государства и в отношении оборонной безопасности, и в отношении стимулирования развития экономики, и в отношении выравнивания развития регионов, и в отношении социальных трансфертов и так далее. Тотально негативный итог подобного подхода достаточно очевиден.

Последние наши расчёты показали, что манипулирование ставкой рефинансирования Центробанка России коммерциализирует банк и превращает его из финансового регулятора последней инстанции в обычную коммерческую контору. Ставка рефинансирования отчего-то производна от уровня инфляции, как будто бы рефинансирование апеллирует к потребительскому рынку, а не к инвестиционному и банковскому. Кроме того, повышение ставки рефинансирования вызывает, как следствие, подброс инфляции на годовом отрезке времени и вторую волну этого всплеска с задержкой по времени в 4-5 лет.

Таким образом, совершенно не следует удивляться, что инфляция в России не будет ниже 5-6% в самом идеальном теоретическом случае. Это значение является асимптотическим пределом для того типа ценового роста, который мы имеем в России - многофакторной релаксационной инфляции. Хуже того, поскольку грубые действия монетарного плана рост цен подстёгивают, реально он будет колебаться в районе 9-10%. Если же к инфляции будут прибавляться ещё и нерегулируемые спекулятивные ценовые кампании и природные катаклизмы, вроде засухи прошлого лета, то её уровень будет еще выше.

И последнее. Есть удивительное соответствие между так называемой инфляционной ямкой - временным снижением, а затем ростом - и грядущим масштабным финансово-экономическим кризисом. Сегодня Россия демонстрирует отчётливый маркер, предвестник кризиса. В конце 2011-2012 году очередное экономическое потрясение неизбежно. Вызывает удивление, что многочисленные, перепроверенные, надёжные интерпретации природы российской инфляции, рекомендации реальных мер по борьбе с ней (восстановление монетизации, наращивание инвестиционного предложения в основные фонды страны) абсолютно игнорируются российской государственной политикой. Этот факт может быть объяснён только тем, что решения в этой сфере принимаются не на благо страны, а в противоречии с её национальными интересами. Это касается как эмиссионной функции центрального банка России, так и политики финансовых властей по борьбе с инфляцией.

Российская инфляция является результатом либеральной экономической политики и, как ни странно, выбранным методом борьбы с ней. Парадокс.

nbsp;RIN 2000-