Российская Информационная Сеть
28 апреля, 13:23

Италия и Франция хотят восстановить внутренние границы

Италия и Франция хотят восстановить внутренние границы Во вторник, 26 апреля, президент Франции Николя Саркози и премьер Италии Сильвио Берлускони предложили внести поправки в Шенгенское соглашение, которые позволят в ряде случаев вводить пограничный контроль внутри безвизовой зоны.

Инициатива была представлена в ответ на массовый приток беженцев из Северной Африки, однако многих она поставила в тупик.

Заявлению Николя Саркози и Сильвио Берлускони предшествовал конфликт, длившийся более недели. Начало ему положил инцидент, произошедший на границе двух стран 17 апреля. Тогда французские власти отказались пропустить следовавший из Италии поезд, в котором ехали беженцы из Туниса и Ливии. К тому моменту число беженцев из Магриба, прибывших на один только итальянский остров Лампедуза, превысило 25 тысяч. Пытаясь переложить часть своих проблем на другие страны ЕС и не дождавшись от них помощи, Рим принял одностороннее решение о выдаче арабам временных разрешений на пребывание в шенгенской зоне. В результате те получили возможность беспрепятственно передвигаться по территории сразу 25 европейских стран, причем наибольший интерес для франкоязычных тунисцев представляла Франция, где у многих из них живут друзья и родственники. Остановив на границе поезд с мигрантами, Париж продемонстрировал, что мириться с таким положением вещей он не намерен.

Последовавший вскоре протест со стороны Италии ни к чему не привел: Еврокомиссия, не колеблясь, встала на сторону Франции, подчеркнув, что ее действия были продиктованы соображениями безопасности. Стоит отметить, что эта формулировка не является заезженным и лишенным основания клише. Дело в том, что в одном из пунктов Шенгенского соглашения (точнее, Конвенции о введении в действие и применении Шенгенского соглашения) прямо говорится о праве стран-подписантов в случае возникновения угрозы их безопасности вводить временный пограничный контроль. При этом других членов шенгенской зоны можно уведомить об этом задним числом. В случае с итальянским поездом в качестве такой угрозы (пусть, возможно, и надуманной) стали сопровождавшие беженцев радикально настроенные активисты, готовившие проведение во Франции акций протеста в их защиту.

Впоследствии французы железнодорожное сообщение все же восстановили, однако арабских мигрантов стали разворачивать обратно, мотивируя отказ во въезде отсутствием у них удостоверений личности и средств, необходимых для существования. Для того чтобы возражать против таких действий, законных оснований у Рима опять-таки не было: наличие у иностранцев паспорта и денег официально является обязательным условием для их въезда на территорию Шенгенской зоны. В результате Италия оказалась фактически в безвыходной ситуации, не имея возможности законно избавиться от прибывших на ее территорию мигрантов. Последним шансом найти какой-либо выход стала встреча Берлускони с Саркози, по итогам которой лидеры и сделали заявление о необходимости реформирования Шенгена.

Письмо с соответствующими предложениями было направлено в руководящие структуры ЕС, однако ни в тот же день, ни на следующий каких-либо комментариев со стороны представителей Еврокомиссии, президента Европейского совета Хермана ван Ромпея или руководства других стран-членов блока не последовало. Единственной реакцией от европейских структур стало заявление комиссара ЕС по внутренним делами Сесилии Мальмстрем (Cecilia Malmstroem), по словам которой обсуждение конкретных предложений относительно возможного реформирования Шенгена может состояться 4 мая. Позже, 12 мая, добавила она, вопрос, возможно, будет вынесен на обсуждение министров внутренних дел ЕС. Между тем инициатива Италии и Франции вызвала активное обсуждение в СМИ. В частности, наибольшего внимания прессы удостоился вопрос, какими соображениями руководствовался Берлускони, чья страна от нового расклада останется в проигрыше.

Например, польская газета Wiadomosci приводит мнение эксперта из парижского Института международных и стратегических отношений (Institut de Relations Internationales et Strategiques, IRIS) Фабио Либерти (Fabio Liberti), который усмотрел в предложении Италии и Франции попытку свалить все проблемы на те страны, которые находятся у внешних границ ЕС. "Идея французов заключается в том, чтобы в случае критического притока в какую-либо страну иммигрантов другое государство смогло бы создать своего рода вторую линию обороны. <...> По сути, это все равно что сказать: `Если у страны есть проблемы, ей с ними и разбираться`". Назвав такой подход противоречащим духу Европы, Либерти предположил, что лидеры двух стран (и в особенности итальянский премьер) могли руководствоваться нежеланием допустить усиления местных ультраправых, выступающих против иммиграции.

Еще один эксперт, профессор Американского университета в Риме (The American University of Rome) Джеймс Уолстон (James Walston ), в беседе с The Independent заявил, что Берлускони двигало желание найти выход из кризиса, в котором отношения между Римом и Парижем оказались из-за притока беженцев. Между тем итальянская газета La Repubblica, на которую ссылается британское издание, предположила, что, выступив на стороне Саркози, Берлускони сумел таким образом заручиться его поддержкой при выдвижении на пост президента Европейского центробанка (ЕЦБ) итальянского кандидата Марио Драги (Mario Draghi).

Между тем по-разному в прессе оценили и перспективы возможной реформы Шенгенского соглашения. The Guardian, отметив, что в своем письме Саркози и Берлускони упомянули создание некоего "механизма солидарности", предполагающего распределение беженцев между странами ЕС, выразил большое сомнение, что это предложение найдет отклик. В частности, издание убеждено в отказе от подобного механизма Германии и Швеции, где вопрос с иммигрантами стоит весьма остро.

Пессимистично настроена и The Independent, чей колумнист выразила опасение, что безвизовой зоне в скором времени придет конец. "Оба они (Саркози и Берлускони. - прим. "Ленты.ру") выступили за создание особых положений [соглашения], рассчитанных на `исключительные обстоятельства`, а также за временное восстановление пограничного контроля для слежения за оттоком и притоком мигрантов из Северной Африки. Однако даже если всем 25 странам удастся договориться, обстановка в Магрибе может привести к тому, что эти `исключительные обстоятельства` окажутся вовсе не временными."

Спокойнее всех настроена Sueddeutsche Zeitung , по мнению которой, действия итальянского и французского лидера являются не более чем популистскими шагами, ставящими своей целью имитацию политической деятельности при сохранении статус-кво. "Уже сейчас пограничное агентство Frontex выслеживает беженцев. В Шенгенском соглашении уже существуют положения, позволяющие в случае угрозы беспорядков вводить временный пограничный контроль или даже закрывать границы. Так что требование Саркози и Берлускони реформировать Шенгенское соглашение выглядит просто несерьезно".

nbsp;RIN 2000-