Российская Информационная Сеть
29 апреля, 10:26

Черное и Мраморное море соединят рукотворным каналом

Черное и Мраморное море соединят рукотворным каналом "Стамбульский канал станет одним из крупнейших проектов века и затмит Панамский и Суэцкий каналы", - пообещал премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган.

Канал пройдет по европейской стороне крупнейшего города Турции. Он будет иметь 40-50 км в длину, около 150 м в ширину и 25 м в глубину. Проектируемая пропускная способность сооружения - до 160 судов (в том числе крупных) ежедневно. Обязательно будут мосты для автомобильного движения. На берегу канала появятся жилые и деловые зоны, а еще аэропорт, который станет для Стамбула третьим.

"Сумасшедший проект" Эрдогана долго держался в секрете. Он обнародован в преддверии парламентских выборов, намеченных на 12 июня. Исламистская партия премьер-министра хотела бы победить в третий раз подряд.

Предварительные исследования и составление документации, как ожидается, займут два года и начнутся после выборов, пояснил премьер. Назвать точное место прокладки канала и его сметную стоимость он отказался, но добавил, что финансирование не будет проблемой.



Экономия и экология

Новый водный путь позволит не только разгрузить Босфор, но и свести к минимуму экологическую угрозу. Сегодня через этот узкий пролив транспортируется около 140 млн т нефти в год.

У Эрдогана, стамбульского мэра в 1994-1998 годах, есть и другие амбициозные задумки. Недавно он объявил о планах по строительству двух новых пригородов по обе стороны Стамбула. Кроме того, этим летом состоится тендер на сооружение третьего моста через Босфор. К тому же турецко-японский консорциум уже прокладывает железнодорожный туннель под проливом.

Критикам тоже есть что сказать. "Все эти сверхпроекты по превращению Стамбула в центр круизного туризма и крупный финансовый центр попахивают манией величия, - заявил Жан-Франсуа Пераус, директор стамбульского отделения программы ООН Urban Observatory. - Об этом позволяют говорить очень короткие сроки и показной стиль управления". Г-н Пераус считает, что для выживания городу следовало бы в первую очередь заняться решением экологических и социальных проблем.

Босфор считается четвертой по оживленности водной магистралью мира. В то же время в нем трудно ориентироваться из-за извилистого берега и коварного течения. Турция давно предупреждает, что рост морских перевозок, связанный с увеличением размеров нефтетанкеров, - бомба замедленного действия, а поэтому отдает предпочтение прокладке нефтепроводов через свою территорию.

В 1979 и 1994 годах крушения танкеров в Босфоре, чьи берега застроены роскошными виллами, ресторанами и богаты туристическими достопримечательностями, унесли 41 и 28 жизней соответственно.

nbsp;RIN 2000-