20 мая, 18:00

Сворачивание ДНК в хромосому требует энергетических затрат

Сворачивание ДНК в хромосому требует энергетических затрат Правильная упаковка ДНК с хромосомными белками осуществляется под наблюдением вспомогательных ферментов. Для корректировки упаковки ферменты-помощники используют энергию АТФ.

Исследователи из Университета Пенсильвании (США) сумели искусственно воспроизвести сворачивание хромосомы, и, как говорят учёные, решающим фактором оказалась энергия - наличие в реакционной смеси молекул АТФ. Результаты экспериментов опубликованы в журнале Science.

Вся ДНК в клетке очень плотно уложена в хромосомы, у которых есть различные уровни упаковки. Структурной единицей хромосомы является нуклеосома, комплекс ДНК с белками. Белки-упаковщики, гистоны, представляют собой очень древнее и почти неизменное среди живых организмов семейство. Одна нуклеосома - это фрагмент нити ДНК, намотанный на шайбу из нескольких гистонов, слепившихся друг с другом. Гистоны с ДНК вместе образуют нить с нанизанными "бусинками"-нуклеосомами, которые связаны между собой несвёрнутыми участками ДНК.

Исследователи давно знали, что, если смешать гистоны и ДНК в пробирке, получится такая нить с нуклеосомными узелками; однако получающиеся комплексы не были похожи на те, что присутствуют в живой клетке. В лаборатории Франклина Пуга нашли способ, как "довести" получающуюся in vitro структуру до той, которая есть в клетках. Исследователи предположили, что существует некий доводчик, фермент (или набор ферментов), корректирующий взаимодействие гистонов и ДНК; кроме того, эти ферменты будут требовать энергии для своей работы. Модельным объектом была ДНК хромосом дрожжей, и вот, когда к смеси гистонов и ДНК добавили ещё и дрожжевой экстракт, сформировавшиеся нуклеосомы повторили картину, которую видели в живых дрожжах. Причём правильно процесс шёл только при наличии энергетических молекул АТФ.

В процессе упаковки дрожжевой хромосомы на ДНК образуется более 60 000 нуклеосом. Их расположение на ДНК анализировали компьютерным способом, после чего сравнивали с тем, что получилось в искусственной системе. Без ферментов и АТФ нуклеосомы формировались в случайных участках ДНК, тогда как в присутствии молекул-помощников они вставали в начало генов. Предположительно, ферменты помогают гистонам преодолеть некие барьеры, которые встречают их в начальных точках генов, для чего и требуется энергия.

В хромосоме ДНК защищена от повреждений, поэтому многие заболевания, включая онкологические, могут иметь причиной погрешности в упаковке хромосомы. Следовательно, зная детали механизма такой упаковки, можно помочь клетке следить за собственным генетическим здоровьем.