Российская Информационная Сеть
23 мая, 09:43

МВФ больше не нужны политики

МВФ больше не нужны политики Главная интрига, связанная с поисками кандидата на место главы МВФ, - кого предложит Европа.

Несмотря на данные при избрании Доминика Стросс-Кана обещания не претендовать в будущем на этот пост, европейцы не готовы отказаться от своей исторической привилегии. Не сегодня завтра имя единого кандидата от единой Европы будет объявлено официально, и почти наверняка это будет имя следующего директора-распорядителя МВФ. Разумеется, выборная процедура пройдет под аккомпанемент заявлений о том, что главный критерий - профессиональные качества кандидатов. Но если победитель окажется профессионально состоятельным, это будет лишь случайностью.

Скандальные обстоятельства ухода Доминика Стросс-Кана, к сожалению, заслонили от публики тот факт, что он был плохим главой МВФ. Напротив, теперь в комментариях можно услышать такие формулировки, как "блестящий экономист", "выдающийся руководитель", а отдельные наблюдатели даже склонны объяснять инцидент в нью-йоркском "Софителе" провокацией со стороны неких противников реформы МВФ, которую-де затевал Стросс-Кан.

С 2000 года, когда Мишель Камдессю добровольно покинул МВФ (как считается, в ответ на давление Вашингтона по поводу кредитования России: Белый Дом настаивал на прекращении финансовой поддержки из-за войны в Чечне), авторитет фонда методично разрушался. Политический торг вокруг фигуры директора-распорядителя привел к тому, что каждый новый глава МВФ был хуже предыдущего. Ни Хорст Келер, ни Родриго де Рато, ни Доминик Стросс-Кан не были выдающимися экономистами с собственным видением глобальных проблем, и тем более программой действий. Кстати, ни один из них не отработал полного срока.

Это способствовало постоянному сокращению независимости фонда, что выражалось в соответствующей политике. Организация то бросалась изобретать универсальный механизм реструктуризации суверенных долгов (проще говоря, процедуру банкротства государства). То снова и снова придумывать бессмысленные "кредиты предосторожности" - резервирование денег для стран на случай необходимости (последняя придумка, т.н. "гибкая кредитная линия", обусловлена двумя взаимоисключающими требованиями: для ее получения страна должна на протяжении ряда лет проводить ответственную экономическую политику, но при этом стоять на пороге кризиса).

Доминик Стросс-Кан привнес в этот процесс присущую ему экспрессию. В 2007 году, когда дыхание будущего кризиса уже заставляло многих поеживаться, он с готовностью принялся выполнять поручение американской администрации о сокращении расходов самого МВФ. Бюджет фонда "зарезали" на 10% путем сокращения штата и закрытия представительств в разных странах. Правда, сокращенным сотрудникам долго выплачивали щедрое выходное пособие, а региональные офисы пришлось вскоре снова разворачивать по всему антикризисному фронту - от Венгрии до Ирландии.

Стиль Стросс-Кана - стиль политика-популиста. Красивые публичные заявления, активная закулисная политика. Принципиальные вопросы решались путем всевозможных сделок - так, в случае с пересмотром акционерных квот вместо изменения системной формулы для расчетов, что требовали развивающиеся страны, глава МВФ старался расколоть коалицию, обещая некоторым подбросить лишних голосов. Принятое прошлой осенью итоговое решение Стросс-Кан назвал историческим: шутка ли, перераспределение квот между акционерами фонда составило 6%. Однако при ближайшем рассмотрении лишь 2,8% капитала перешло от развитых стран к развивающимся, хотя именно это и было целью реформы. Глава МВФ не только виртуозно "развел" строптивых представителей "новых" экономик, но и соответствующим образом преподнес "историческое" решение публике.

Вообще PR-технологии были едва ли не главной заботой Стросс-Кана. Причем часто эта деятельность была адресована напрямую французской аудитории, которую политик готовился окончательно покорить в 2012 году. Чего стоит оборудование в пресс-центре МВФ специальной студии для одного из каналов французского телевидения, в прямом эфире которого Стросс-Кан засиживался дольше, чем на официальных пресс-конференциях.

Характерна и такая деталь. При обсуждении механизма "гибкой кредитной линии" стало ясно, что понадобятся четкие критерии ее предоставления, а следовательно, и ранжирование стран по этим критериям. Было признано, что подобное ранжирование взрывоопасно: та или иная оценка со стороны МВФ могла бы не только защитить страну от проблем, но и спровоцировать бегство капитала. Рассказывают, что на одном из совещаний Стросс-Кан предложил делать две версии оценок: правдивую для внутреннего использования и приукрашенную - для внешнего. Идея о том, чтобы МВФ подобным образом вводил рынки в заблуждение, привела участников беседы в изумление и была отвергнута.

Считается, что МВФ "проспал" наступление первой волны кризиса - крах американской subprime-ипотеки. Это не совсем так. Безусловно, фонд писал в своих докладах, что в ипотечном секторе США есть риски. Но очень маленькими буковками. Буквами покрупнее - о пирамиде американского госдолга. Еще чуть крупнее - о необходимости структурной перестройки европейской экономики. Но зато крупнее всего, конечно, о проблеме заниженного курса юаня. Вряд ли нужно доказывать политизированность такой иерархии - как и то, что громко говорить о проблемах в экономике крупнейшего акционера мог бы только совершенно независимый менеджмент МВФ.

Стросс-Кана привели к руководству МВФ под лозунгом о том, что для реформирования организации, восстановления ее авторитета нужен сильный лидер с политическим влиянием. Опыт последних четырех лет показал: во-первых, миру действительно нужен сильный и авторитетный Международный валютный фонд, а во-вторых, его сила и авторитет не в способности к политическому лавированию, а в независимой экономической оценке и политике.

Именно с этих позиций следует подходить к избранию нового директора-распорядителя. Россия в 2007 году показала пример такого ответственного подхода. Представив в противовес Стросс-Кану чеха Йозефа Тошовски, Москва показала, что и в Европе есть достойные неангажированные профессионалы. Показательно, что российские власти проявили последовательность в своих действиях: хотя Стросс-Кан был самым "путешествующим" главой МВФ, он ни разу не посетил с визитом Москву. Ранг главы такой крупной организации предполагает встречи с руководством страны в рамках визита, а руководство России ни разу не пригласило его приехать. Тем самым подтверждая, что француз оставался в понимании Кремля не вполне соответствовавшим своей должности.

За последние четыре года коалиция стран БРИК стала в МВФ реальной силой, и в новом раунде выборов главы фонда Россия могла бы снова сыграть важную роль. К сожалению, Владимир Путин поддался искушению сделать приятное казахстанским коллегам и подписался под выдвижением Григория Марченко от имени СНГ. Вне зависимости от достоинств главы казахстанского ЦБ Москва могла бы собрать или стать участницей значительно более широкой коалиции со значительно более весомым кандидатом.

nbsp;RIN 2000-