9 июня, 15:33

В "затерянных городах" Мирового океана есть жизнь

В "затерянных городах" Мирового океана есть жизнь Мировой океан может скрывать тысячи "затерянных городов", то есть мест обитания живых существ, которым нипочем самые экстремальные условия.

Группа ученых из Великобритании и Франции обнаружила окаменелые останки мидий, моллюсков и улиток в километре от их обычного дома - "черного курильщика" Срединно-Атлантического хребта. Их возраст оценен в 100 тыс. лет.

Находка заставляет предположить, что большие беспозвоночные способны выжить вдали от оси спрединга хребта - области гидротермальных источников, прозванной "Затерянным городом". Такие места помогают понять, как развивалась жизнь на молодой Земле и, возможно, других планетах. "Мы с 1970 года знали, что в жерлах с высокой температурой, расположенных вдоль Срединно-Атлантического хребта, могут жить удивительные создания, которые питаются бактериями, предпочитающими экстремальные условия, - говорит соавтор исследования Криспин Литл из Университета Лидса. - Но в "Затерянном городе" их не нашлось, и это лишало сна ученых, тем более что питательных бактерий там было предостаточно", - пишет Компьюлента.

"Затерянный город" был открыт в 2000 году во время экспедиции Национального научного фонда США. Область гидротермальных источников расположена в 15 км от Срединно-Атлантического хребта и состоит примерно из 30 больших минеральной труб (некоторые высотой до 70 м), которые выбрасывают жидкость, богатую сильнощелочным метаном и водородом. Эти жерла очень существенно отличаются от других "черных курильщиков" хребта, которые образуются, когда перегретая вода из глубин выходит на дно океана. В "Затерянном городе" открытые мантийные породы вступают в реакцию серпентинизации с морской водой с образованием карбонатов кальция, из которых складываются трубы. В результате выделяются также богатые метаном и водородом газы, которые становятся хорошим источником пищи для хемосинтетических бактерий.

В отличие от высокотемпературных гидротермальных источников, возникающих только там, где есть вулканическая деятельность или срединно-океанические хребты, серпентинизация может начаться в любом месте, в котором мантия соприкасается с морем. Поэтому ученые надеются, что аналогичные биосообщества можно найти повсюду.

Открытие подтверждает, что специализированные глубоководные животные способны очень эффективно использовать различные виды химической энергии в условиях отсутствия фотосинтеза.