Российская Информационная Сеть
16 июня, 09:10

Дефицит бензина в России сохранится до 2015 года

Дефицит бензина в России сохранится до 2015 года Автомобиль, работающий на дизеле, - лучший вид личного транспорта для России на ближайшие годы. Но и им лучше пользоваться только весной и летом. Потому что в стране еще минимум на три года сохранится дефицит топлива. Такой вывод можно сделать из письма Министерства энергетики России.

"Согласно анализу, проведенному в Минэнерго, дефицит производства высокооктанового бензина будет продолжаться до 2015 года, а зимнего дизельного топлива - до конца 2014 года включительно. По летнему дизельному топливу дефицит производства не предвидится", - говорится в письме, направленном министерством в правительство России 1 июня.

Причина дефицита - фактический провал нефтяными компаниями собственных планов по модернизации производства бензина и солярки. "Особенно заметно отставание в выполнении инвестиционных программ по таким компаниям, как ОАО "Роснефть", ОАО "Газпром", ОАО "Сургутнефтегаз". В результате часть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) оказалась не в состоянии вырабатывать нефтепродукты, отвечающие требованиям технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", - говорится в письме.

Например, с начала этого года в стране нельзя было продавать бензин класса "Евро-2" (запрет снят в конце мая). Некоторые НПЗ его все равно производили, но вывозили за рубеж, где таких запретов нет. Соответственно внутри страны топлива оставалось меньше.

Рецептов решения проблемы Минэнерго предлагает несколько. Первый - отложить введение запретов на продажу в России бензина низких экологических классов, это автоматически увеличит предложение топлива внутри страны. Так, оборот бензина "Евро-2" рекомендуется продлить до конца 2012 года, "Евро-3" - до конца 2014 года, "Евро-4" - до конца 2015 года. Солярку "Евро-2" предлагается разрешать продавать до конца 2013 года, а "Евро-3" и "Евро-4" - до конца 2015 года.

Второй - резко повысить акцизы на топливо низких экологических классов и одновременно снизить их на высококачественный бензин и солярку. По замыслу авторов, это должно стать стимулирующей мерой для НПЗ: кто не успевает модернизировать производство, будет платить больше налогов.

Напомним, что в последнюю неделю апреля острая нехватка бензина самых популярных марок Аи-92 и Аи-95 ощутили сначала жители Алтайского края, а затем и многих других регионов страны. Правительство взяло ситуацию под контроль. После "разбора полетов" выяснилось, что многие нефтеперерабатывающие заводы частично или полностью остановили производство на плановые ремонты. К тому же с марта власти требовали от нефтяных компаний поддерживать низкие отпускные цены на топливо, в то время как на мировом рынке цена нефти сильно выросла. Все это создало ситуацию, при которой вывозить из России недорогое топливо стало очень выгодно
.

Это промежуточный вариант доклада Минэнерго правительству, заверил "Известия" информированный источник в одной из нефтяных компаний. "В последнем варианте "Роснефть", "Газпром" и "Сургутнефтегаз" не фигурируют в числе виновных в бензиновом кризисе. В числе причин, вызвавших дефицит топлива в стране, называется внеплановая остановка установки каталитического крекинга на принадлежащем компании "ТНК-ВР" Рязанском НПЗ. Именно из-за этого внутренний рынок недополучил 43 тысячи тонн высокооктанового бензина, - говорит собеседник "Известий". - Минэнерго предложило крупнейшим нефтяным компаниям согласовать и подписать жесткий график выполнения инвестиционных программ по модернизации нефтепереработки. Наказание за срыв - вплоть до штрафов и отзыва лицензий". Получить комментарий ТНК-BP по этому поводу не удалось.

"Про нас никак нельзя сказать, что мы срываем программу модернизации. Минэнерго не хуже нас знает, что именно мы затыкали дыры по поставкам бензина в дефицитные регионы", - рассказал "Известиям" источник, знакомый с ситуацией в компании "Газпром нефть".

"Завершение полномасштабной модернизации НПЗ компании в 2015 году станет серьезным вкладом
в нефтепродуктообеспечение страны", - передал президент "Роснефти" Эдуард Худайнатов через пресс-службу.

В компании "Сургутнефтегаз" не смогли прокомментировать инициативы Министерства энергетики.

Конечно, нехорошо отменять уже введенные требования по качеству топлива. Но сейчас главная задача правительства - не допустить сокращения объема производства, считают эксперты.

"В общем-то у России нет особых причин ускоренного перехода на высокие европейские стандарты. Ведь бензин "Евро-3" и тем более "Евро-4" заметно дороже, - говорит начальник аналитического отдела инвесткомпании "Универ Капитал" Дмитрий Александров. - Предлагаемое повышение акциза на низкокачественное топливо - это фактически экологический налог. Вопрос в том, насколько нефтяники смогут переложить рост налогов на розничных покупателей. Надеюсь, к росту цен на заправках это не приведет. Дело в том, что затраты на модернизацию компании перекладываются на будущее, увеличив доход от выпуска топлива "Евро-2". Зато доходы
бюджета однозначно вырастут. Возможно, доминирующей задачей является наполнение бюджета и только во вторую очередь - обновление производства".

Павел Арабов

nbsp;RIN 2000-