Российская Информационная Сеть
13 августа, 09:52

Первая в мире фасадная пожарно-эвакуационная система для небоскребов

Первая в мире фасадная пожарно-эвакуационная система для небоскребов В апреле 2011 года на небоскребе "Казахстан Темир Жолы" в городе Астана (Республика Казахстан) введены в эксплуатацию фасадные пожарно-эвакуационные подъемники "Automatic Rescue Climber" ("ARC"), разработанные московским изобретателем Корчагиным Павлом Владимировичем.

Пожарно-эвакуационная система "ARC" на высотных башнях комплекса "Казахстан Темир Жолы" является первой в мире действующей системой фасадных пожарно-эвакуационных подъемников, самопередвигающихся по жесткой направляющей (рельсу или мачте). Ввод в эксплуатацию системы "ARC" в этом году особенно символичен в связи с 10-летней годовщиной трагических событий в высотном комплексе WTC в городе Нью-Йорке в результате беспрецедентной террористической атаки 11 сентября 2001 года.

Пожарно-эвакуационные подъемники "ARC" на небоскребе "Казахстан Темир Жолы" полностью смонтированы и введены в эксплуатацию в апреле 2011 года. На представленной фотографии виден один из подъемников "ARC", расположенный в своей нижней станции - красный "кубик" на крыше стилобата (фотография Степанова В.)

Пожарно-эвакуационные подъемники "ARC" Корчагина П.В. обеспечивают, как безопасный доступ пожарных и спасателей с тяжелым пожарно-техническим вооружением к любой высотной отметке зданий и сооружений, так и психологически комфортную эвакуацию людей, включая категорию лиц с ограниченными физическими возможностями. При этом модели подъемника "ARC" могут быть выполнены в одномачтовом или двухмачтовом вариантах с грузоподъемностью от 800 до 8000 кг и вместимостью от 10 до 100 человек. Кабина подъемника "ARC" оборудована устройством для герметичного соединения подъемника с окном здания. Такое устройство выполнено, например, в виде выдвижного тамбура, обеспечивающего возможность перехода людей и переноса грузов из подъемника вовнутрь здания и обратно. Герметичное соединение тамбура с окном здания, после вскрытия стеклопакета исключает образование внешнего поддува воздуха вовнутрь здания, и соответственно, усиление пожара. Ходовая часть подъемника "ARC" взаимодействует с мачтовыми или рельсовыми направляющими, которые монтируются в фасадной части здания и обеспечивают подъемнику надежное закрепление, высокую скорость передвижения (от 36 до 90 м/мин) и практически неограниченную высоту подъема (до 500 м и выше). Все узлы подъемника имеют предел огнестойкости не менее 1 часа. Сайт Системы "ARC" изобретателя Корчагина П.В.: www.arcproject.ru .

Одна из моделей пожарно-эвакуационного подъемника "ARC", оборудованная выдвижным тамбуром для герметичного соединения подъемника с окном здания (рисунок Корчагина П.)

При этом модели подъемника "ARC" могут быть оборудованы, как на внешней фасадной поверхности сооружения, так и внутри сооружения в его пожарных лифтовых шахтах. Внутреннее расположение подъемника "ARC" особенно актуально для сооружений имеющих сложное архитектурное строение своей фасадной части, например, имеющих ступенчатый фасад (типа ЖК "Триумф Палас") или криволинейную форму фасада (типа МФК "Федерация").

При всех вариантах расположения подъемника "ARC", его отдельное стандартное устройство для герметичного соединения дверей кабины может взаимодействовать на разных уровнях сооружения, как с дверями лифтовой шахты, так и с окнами фасада сооружения, так и с дверями смежно-расположенных подъемных устройств.
Предусматривается, как стационарное размещение подъемников "ARC" на фасадной части сооружений, так и временное - только на период ЧС. Во втором случае, транспортировку подъемников к сооружению и их быстрый монтаж на мачты/рельсы сооружения обеспечивают специально разработанные автомобили. Такая возможность может быть актуальной для жилых высотных зданий, имеющих несколько изолированных друг от друга подъездных секций.

Кроме высотных зданий и сооружений, пожарно-эвакуационные подъемники "ARC" могут быть эффективны в невысоких зданиях социального назначения или массового скопления людей, в т.ч. маломобильных групп населения (например, для объектов здравоохранения). При этом ширина дверных проемов подъемника (до 1,4 м) позволяет перемещать в кабину подъемника маломобильных пациентов непосредственно на кроватях-каталках.

В случае террористической атаки, подъемники "ARC" также могут быть эффективны для транспортировки и работы боевых и спасательных антитеррористических подразделений.
Все модели подъемника "ARC" являются российским изобретением и запатентованы в Роспатенте и Казпатенте, а также в патентных ведомствах некоторых других стран.
В настоящее время внешняя вертикальная транспортировка людей и эффективность пожарно-технического вооружения при ЧС (например, в случае пожара) на высотных сооружениях чаще всего ограничивается высотой пожарных лестниц и автовышек (в основном не более 50 метров). При этом указанные известные средства не обеспечивают психологически комфортную эвакуацию людей и не приспособлены для эвакуации маломобильных групп населения.

Пожар в "Transport-Tower" (Астана, Казахстан, 30.05.2006). Фотография наглядно иллюстрирует низкую эффективность применения существующей противопожарной техники в подобных ситуациях.

При этом по состоянию на конец мая 2011 года в мире насчитывается более 2400 небоскрёбов (высотой более 150 м) и более 600000 высотных зданий (высотой более 50 м) (Справки из интернет-ресурсов Википедия и Emporis).

Застройщики и девелоперы в разных странах мира, оправдываясь в отсутствии на своих высотных зданиях внешних систем пожаротушения и эвакуации, способных "дотянуться" до последнего этажа, заявляют, что обязательные требования по установке подобного оборудования не прописаны в национальных пожарно-строительных нормативных документах.

Такая ситуация является серьезной общемировой проблемой, т.к. огромное количество людей в разных странах проживает или работает в небоскребах или высотных зданиях и подвергаются каждодневному риску потери здоровья и даже жизни в случае возникновения в здании чрезвычайной ситуации, например, пожара.

Российская пожарно-эвакуационная система "ARC" Корчагина П.В. способна обеспечить для любого здания качественно новый уровень комплексной безопасности, уникальный не только для России, но и других стран.

Автор статьи:
Андрей Мижириков
гор. Москва

nbsp;RIN 2000-