24 августа, 16:11

Вселенная уходит в сумрак

Вселенная уходит в сумрак Австралийские астрономы выяснили, что количество появляющихся новых звезд сокращается, а причина тому - недостаток водорода. Так что, вполне возможно, наши далекие потомки уже не смогут любоваться ночным небосводом.

Статья ученых будет опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а выдержки из нее приводятся на сайте Государственного объединения научных и прикладных исследований Австралии.

Ученые уже давно пришли к выводу, что пик рождения звезд во Вселенной пришелся на первые несколько миллиардов лет ее жизни, а после этого скорость этого процесса снижалась. По предположениям астрономов, происходит это из-за сложностей с доступом водорода из межзвездного пространства внутрь галактик. Ведь весь процесс жизни звезды - это переработка водорода в гелий. Таким образом, чтобы появлялись новые светила и "работали" старые, галактикам нужно постоянно притягивать водород с помощью гравитации. Источником материала для новых звезд оказываются гибнущие звезды. Но они возвращают в космическое пространство только около 30% строительного материала, остальной газ поглощают черные дыры, нейтронные звезды и белые карлики.

Новое исследование доказало эту гипотезу. С помощью 22-метрового телескопа ученые установили, сколько звезд было в галактике пять миллиардов лет назад и сколько их сейчас. "Мы выяснили, что график снижения количества молекулярного газа практически совпадает с кривой сокращения числа новых звезд, хотя в течение того времени, которое мы изучали, число звезд уменьшалось даже быстрее", - сообщил астроном Государственного объединения научных и прикладных исследований Австралии, доктор Роберт Браун.

В конечном счете, частота рождения звезд и длительность жизни старых светил заключается в скорости, с которой галактики "заправляются" извне. Но темная материя все быстрее захватывает вселенную, "поедая" в том числе и необходимый для звезд газ. По словам, Брауна, ускоряющееся расширение темной материи будет все больше затруднять захват галактиками газа, а значит, рано или поздно звезды и вовсе исчезнут.

Пока счет идет на миллиарды лет. И те звезды, которые сейчас видны в ночном небе, будут так же ярко светить потомкам современных людей. Ведь даже если звезда гаснет, свет от нее еще долго виден с Земли из-за огромного расстояния между небесными объектами.