Российская Информационная Сеть
26 сентября, 14:02

Срок правления Путина может составить четверть века

Срок правления Путина может составить четверть века Владимир Путин возвращается на пост президента России. Интрига, будоражившая политическую общественность на протяжении последних месяцев, наконец разрешилась, но принципиальных изменений не произошло.

Президент Медведев во всеуслышание объявил то, о чем все и раньше догадывались - Путин был и остается главным хозяином страны. Он может занимать пост президента в течение двух шестилетних сроков, то есть до 2024 года (к этому времени премьеру исполнится 71 год).

В общей сложности срок правления Путина, который впервые был избран президентом в 2000 году, может составить почти четверть века. Это сравнимо со временем пребывания у власти Сталина и Брежнева, правивших около 30 лет. Станет ли его имя, подобно имени Сталина, синонимом слова "террор" или нынешний лидер будет, как Брежнев, ассоциироваться с разложением государственных устоев? Сейчас, по иронии судьбы, политические оппоненты инкриминируют российскому лидеру и склонность к политике закручивания гаек, и скатывание страны в застой (сторонники премьера предпочитают термин "стабильность"). На самом деле это вполне закономерно: есть предпосылки и для того, и для другого варианта развития событий.

Тучные нулевые показали, что положительный платежный баланс госбюджета вполне способен поддерживать и сохранять неэффективную политическую систему, слабую экономику и низкую социальную активность. И нет никаких предпосылок, что попытки изменить ситуацию будут предприняты снизу, хотя бы на уровне элит, осознающих масштаб проблем. Очевидное доказательство тому - полное отсутствие общественной поддержки, которое встретила идея выдвижения на второй срок президента-реформатора Дмитрия Медведева. Сохранение высоких цен на нефть вполне способно обеспечить стране "десятилетия устойчивого, спокойного развития", которого требовал Путин в своем отчете перед парламентом минувшей весной. "Без разного рода шараханий, необдуманных экспериментов".

Выбранный им вектор инерционного развития не предполагает серьезных изменений в политической системе страны. В течение двух президентских сроков Путин выстраивал вертикаль власти в соответствии с представлениями о том, как она должна работать: изгнал губернаторов из Совета Федерации, отменил выборы глав регионов, создал политическую опору в лице "Единой России" и свел к минимуму число других партий (в Госдуму теперь можно попасть только по партийным спискам). Много говоривший о модернизации (в том числе и политической системы страны) Медведев не внес в этот расклад принципиальных изменений.

Но мир вступает в период спада, и цены на энергоносители грозят уйти в затяжное пике. Неминуемое в этих условиях падение российской экономики приведет к росту социальной напряженности. В конце концов, именно снижение цен на нефть, спровоцировавшее продовольственный дефицит, в свое время обрушило Советский Союз, а вовсе не робкие реформы последнего генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева.

Падение рейтинга "Единой России", последовавшее вслед за кризисом 2008-2009 гг. - первый звонок власти. Судя по всему, он был услышан: с поста спикера Совета Федерации сместили Сергея Миронова - лидера "Справедливой России", конкурировавшей с партией власти. Но это временные меры. Они могут обеспечить "Единой России" доминирующее положение в парламенте в течение очередного электорального цикла, однако не снимут внутренних противоречий, имеющих свойство накапливаться. Косвенное свидетельство тому - рост националистических настроений, которые фиксируют социологи: по данным "Левада-центра", лозунг "Россия - для русских" поддерживают 58% населения. Цифра достигла исторического максимума, до этого подобный результат фиксировали только в 2001 году. Как показали события на Манежной площади в декабре 2011 г., национализм, замешанный на социальном протесте - гремучая смесь, которая может рвануть в любой момент. Кремль ищет пути нейтрализации националистических настроений, причем демонстрирует в этом деле гибкость: с недавних пор "Конгресс русских общин" влиятельного Дмитрия Рогозина - в составе Народного фронта Владимира Путина. Последний и сам нашел время, чтобы возложить цветы на могилу болельщика "Спартака" Егора Свиридова (чья гибель инициировала выступления националистов на Манежной).

События на Манежной, в Кондопоге или Сагре регулярно напоминают о том, что вроде бы достигнутое огромными усилиями замирение Северного Кавказа - явление достаточно условное. Фактически Россия покупает спокойствие в этих регионах: финансирование кавказских республик в разы превышает размеры бюджетной поддержки остальных территорий. Но эти финансовые потоки идут не на развитие региона, а на коррупционную подпитку местных кланов. Сокращение финансовой поддержки из центра приведет к резкому обострению ситуации на Кавказе. То есть в случае ухудшения экономической ситуации в стране может возникнуть сразу несколько очагов социальной и политической нестабильности.

Что может быть противопоставлено этим рискам? И в Белом доме, и в Кремле осознают необходимость диверсификации и модернизации экономики - не случайно в течение всего срока своего правления Дмитрий Медведев призывал к реформам. Они и теперь не сняты с повестки дня: уже понятно, что после рокировки по линии Кремль - Белый дом именно Медведеву предстоит заняться такими непопулярными нововведениями, как реформа медицины или повышение пенсионного возраста. В качестве инструмента для их реализации он даже может получить в свое распоряжение "Единую Россию".

Но, судя по характеру предстоящей рокировки, модернизация планируется в основном в области экономики. Это заставляет усомниться в судьбе грядущих реформ: существующая вертикаль власти может работать только на усиление госкапитализма, так уж она устроена. Подконтрольные чиновникам корпорации и принадлежащие их друзьям компании будут усиливать свои позиции во всех секторах и это, само собой, не пойдет на пользу деловому климату.

Путину предстоит выступать в роли гаранта политической стабильности в условиях экономических реформ. И если общая рецессия спровоцирует развитие неблагоприятного сценария, принципиальным станет вопрос о методах, которыми будет достигнут результат. Без радикальной политической реформы вариантов остается не так много, политика закручивания гаек может показаться наиболее очевидным решением.

nbsp;RIN 2000-