Российская Информационная Сеть
25 октября, 15:17

Европу выжжет "греческим огнем"

Европу выжжет "греческим огнем" Проблемы Греции давно стали поводом для встреч европейских лидеров, и вот теперь решено проводить их на регулярной основе.

Называться эти хэппенинги будут "экономическим правительством", для придания которому законной силы придется переписать Лиссабонские соглашения. Но все это, как говорится, бантики.

Настоящая проблема состоит в том, что происходящее сегодня в Греции рассматривается многими как модель будущего, которое ожидает всю Европу. С этим согласны и экономисты, давно говорящие, что Евросоюз находится на пороге серьезного политического кризиса. Признаки того, что дело заходит все дальше, можно усмотреть не только в недовольстве рядовых граждан, но и в сложностях, с которыми сталкиваются главы европейских стран при попытках найти какие-то конструктивные решения.

В этом смысле не так уж важно, что именно запустит процесс передачи уникального опыта Греции другим членам ЕС - финансовый обвал в других государствах еврозоны, толпы протестующих или диспут по поводу корректировки Лиссабонских соглашений. Главное, что в случае серьезных потрясений выработать совместные решения будет крайне сложно невзирая на появление все новых интеграционных институтов и соответствующий рост численности брюссельских чиновников.

Сегодня вслед за Грецией тучи собираются над Испанией, Португалией, Италией и даже Францией, которая, несмотря на героические усилия Саркози, тоже стала жертвой кампании по опусканию суверенных рейтингов. Но несомненным лидером и моделью происходящих в Европе процессов остается Греция. Она первой рухнула в кризис, и она первой, почти за год до "арабской весны", откликнулась на призывы к "глобальному пробуждению", выйдя на улицы под лозунгами: "Нет власти плутократов!" и "Народы Европы, поднимайтесь!".

Многие тогда смеялись над наивным идеализмом греков, которые "готовы устроить революцию, лишь бы не работать", но сегодня, когда под аналогичными лозунгами митингует полмира, уже не до смеха. Нет, конечно, понятно, что если новых поводов не будет, возбужденные люди еще немножко пошумят, помитингуют и разойдутся по домам. Всю прошлую неделю к тому все и шло.

Но тут на призывы "захватить Уолл-Стрит" неожиданно откликнулись специалисты по системному анализу из Цюриха, обнародовавшие список "плутократов", полученный в результате вполне научных исследований. Оказалось, что в узкий круг тех, кто заказывает мировую музыку, входит всего 147 компаний, большая часть которых прописана в США и Европе, а в широкий - 1138 корпораций, и все они находятся в тесных связях друг с другом.

Тем самым, получается, что пресловутая "мировая закулиса" действительно существует, и это, так сказать, научный факт, а не вымыслы досужих конспирологов. Впрочем, по большому счету, это не новость - отсюда и негодование в адрес банков и корпораций.

В этом контексте Греция является прекрасной моделью, на которой удобно изучать последние ноу-хау. Ее ведь стабилизируют уже полтора года, и за это время выяснилось, что по мере того, как выделенные кредиты со скоростью ветра исчезают в недрах банков-кредиторов, суверенный долг растет, рейтинги падают, и все очень быстро возвращается на круги своя, но с удвоенной силой. Каждый очередной виток самовоспроизводящегося кризиса требует новых стабилизационных мер, которые, как по заказу, создают предпосылки для новых проблем.

Сейчас разыгрывается очередное действие этого затяжного спектакля. В конце минувшей недели греческий парламент после бурных и продолжительных дебатов одобрил очередной пакет мер по сокращению государственных расходов. На этот раз речь идет о повышении налогов, снижении пенсионных выплат и увольнении 30 тысяч госслужащих. По этому поводу греки провели 48-часовую всеобщую забастовку, а потом продлили ее до 72 часов. Еще они пошумели у здания парламента и подрались сначала с полицией, а потом между собой. Не помогло.

Теперь судьбу Греции решают на очередном европейском саммите. Но коридор возможностей, как и горизонт перспектив, ограничен. Каждый новый транш влечет за собой увеличение долга, а каждое списание более ранних долгов требует средств для спасения собственных банков, и все это равным образом не нравится рейтинговым агентствам.

Стоит ли удивляться, что греки злятся на лидеров Евросоюза, которые сначала втянули их в финансовые игры, развратили дешевыми деньгами, а теперь под видом помощи окончательно топят, спасая свои банки, зону евро и целостность Евросоюза. Речь уже идет не только об экономике, а о проблемах, требующих политического решения, но выработать его никак не получается.

О том, что ситуация все больше заходит в тупик, свидетельствуют, например, новости из Лондона, где парламент начал обсуждать возможность проведения референдума о выходе Великобритании из ЕС. Или история о том, как на последних переговорах в Брюсселе измученный тяготами жизни Саркози в ответ на очередные предложения британского премьера завопил: "Заткнись! Нас уже тошнит от вашей критики и ваших советов".

Показателен и заочный диалог между премьер-министром Греции Георгиосом Папандреу и собравшимся на очередной мозговой штурм Евросоюзом. Папандреу убеждает европейцев, что дело не в Греции, что речь идет о европейском кризисе и потому "пришло время принять действенные и эффективные меры". Из Брюсселя отвечают: да, конечно, мы тут как раз решили чаще встречаться, учредить экономическое правительство и добиться от G20, саммит которой пройдет как раз на будущей неделе, "увеличения ресурсов МВФ", т.е. продолжить поддержание банков за счет возгонки суверенных долгов.

Наивные, они пытаются не обращать внимания на то, что думают по этому поводу старшие товарищи, маниакально играющие на обвал евро. Или не относятся всерьез к тому, что самый рейтинговый кандидат в президенты США республиканец Митт Ромни уже устроил разнос Обаме, который позволил грекам считать Грецию "исключительной страной", и вынес свой вердикт: "Единственной исключительной страной является Америка... Этот век должен быть веком Америки".

Или все знают, понимают и именно потому нервничают. Прямо по Хармсу: "театр закрывается, нас всех тошнит".

nbsp;RIN 2000-