25 октября, 15:37

Ученые зафиксировали "сердцебиение" планеты

Ученые зафиксировали "сердцебиение" планеты Редчайшее явление природы удалось недавно зафиксировать с помощью гидрофонов, использовавшихся ранее в системе слежения за советскими атомными субмаринами.

Некоторые ученые полагают, что донная активность - это своего рода "сердцебиение" планеты. Обнаруженный процесс влияет на химическbй состав морской воды, на отложение ценных металлов, в том числе и золота, и т. д.

Речь идет о некой субстанции, похожей на вулканическую лаву, медленно вытекающей из недр планеты и расползающейся по океанскому дну.
Но все это происходит во мраке глубокой ночи, в недосягаемом подводном царстве, защищаемом от любопытных глаз убийственным давлением многих тонно-километров. Вот почему эти процессы мало изучены и кажутся нам загадочными.

Трещины на дне океана как бы пульсируют периодическими выбросами горячей магмы, протяженность таких ращелин - 80-90 тыс. км
Извержения лавы из кратеров вулканов составляют лишь десятую часть от общей массы лавы, все остальное извергается именно и расселин. Этой лавы хватило бы, чтобы ежегодно покрывать все дороги Америки трехметровым слоем горной породы.
Последние годы исследователи стали использовать для мониторинга вулканической активности гидрофоны, оставшиеся не у дел после того, как советские, а ныне российские подлодки сократили свою активность у американских берегов. Таким образом ученым удалось, например, зафиксировать сотни малых извержений у берегов штата Орегон. Им хотелось бы также увидеть, что именно происходит на морском дне. Но пока это невозможно, по-скольку, скажем, глубина трещины, названной Гордо-Рич и образовавшейся на границе двух подземных плит, составляет около 3,5 км - ни один водолаз не в состоянии туда забраться. Даже подводным роботам приходится нелегко - ведь окружающая вода почти кипит.

Тем не менее такие попытки предпринимаются. Недавно ученые отправились на 50-метровом исследовательском судне "Макартур" в район замеченной вулканической активности и опустили в воду чувствительные детекторы. С их помощью им удалось взять пробы извергнутой из расселин жидкости, как оказалось, весьма изобилующей бактериями и насыщенной разнообразными солями.

В университете штата Вашингтон в Сиэтле ученые пытаются узнать как можно больше об экзотических организмах, прекрасно себя чувствующих при температуре кипения. "Это новейший рубеж микробиологии", - заявил Джон Барр, биолог, взявшийся за изучение теплоустойчивых микроорганизмов.

Трещины между тектоническими плитами на дне океана, особенно расселина Гордо-Рич, стали особенно знамениты в 80-е годы XX века, когда выяснилось, что они окаймлены залежами золота и других ценных металлов. Это открытие помогло в те годы тогдашнему президенту США Р. Рейгану ускорить принятие закона о расширении границ США до 230-мильной зоны в океане.

Но даже после этого расселины оставались мало изученными и их эволюция была загадкой. Лишь в 90-е годы военно-морские гидрофоны позволяли исследователям фиксировать подобные извержения достаточно регулярно. После подводного землетрясения, случившегося 26 февраля 1996 года, группа ученых, впервые собравшихся на судне "Макартур", обнаружила теплое течение шириной в 9 км. "Это произвело на нас сильное впечатление, - рассказывает исследовательница Карент Ван Дамм, координирующая подобные изыскания. - Вполне возможно, именно в этих трещинах и зародилась когда-то жизнь на нашей планете".