25 октября, 17:00

Астрономы увеличили обитаемую зону вокруг красных звезд

Астрономы увеличили обитаемую зону вокруг красных звезд Астрономы увеличили размер потенциальной зоны обитаемости - региона, где на поверхности планеты может быть жидкая вода, - вокруг красных карликов. Статья ученых принята к публикации в журнале Astrobiology, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org.

Согласно современным представлениям, одним из условий существования жизни (в том виде, в котором мы ее понимаем) на планете в другой солнечной системе является наличие на ее поверхности жидкой воды. До последнего времени считалось, что условия для этого определяются несколькими параметрами - излучаемой звездой энергией, удаленностью планеты от светила (эти два фактора определяют, сколько энергии доходит до планеты) и альбедо самой планеты (этот фактор определяет, сколько энергии отражается обратно в космос).

В рамках новой работы ученым удалось показать, что данный подход упускает важную деталь - спектральные особенности излучения звезды. Как показало компьютерное моделирование, в случае красных карликов (спектрального типа M - звезды такого типа составляют 80 процентов космической популяции светил) эта деталь играет важную роль.

Дело в том, что подобные звезды большую часть энергии излучают в виде волн длиной более микрометра. Так как альбедо планет, похожих на Землю, в этом регионе спектра ниже среднего, то, значит, количество поглощаемой энергии больше рассчитанных ранее значений. В частности, это означает, что зона потенциальной обитаемости вокруг такой звезды, по расчетам ученых, больше общепринятой на 10-30 процентов.

Из всех отрытых на настоящий момент экзопланет ни одна не лежит в зоне обитаемости. В июле 2011 года ученые обнаружили, что одна из планет вокруг звезды 55 Рака (открытая в 2007 году 55 Рака f) на расстоянии 40 световых лет от Земли, 74 процента от полного орбитального периода (он составляет 266 дней) проводит в обитаемой зоне.