3 февраля, 16:18

Обнаружено ещё одно "космическое пушечное ядро"

Обнаружено ещё одно "космическое пушечное ядро" Американская космическая обсерватория "Чандра" и европейский орбитальный телескоп XMM-Newton представили сведения об остатке сверхновой G350.1+0.3, расположенном примерно в 14,7 тыс. световых годах от Земли в направлении центра Млечного Пути.

Рентгеновские данные позволяют предположить, что этот компактный объект является плотным ядром взорвавшегося светила. Следует отметить, что гипотетическая нейтронная звезда находится довольно далеко от центра рентгеновского излучения. Если бы взрыв сверхновой произошёл вблизи от последнего, нейтронная звезда должна была бы получить мощный удар.

По-видимому, объект образовался 600-1 200 лет назад. Если верно предположение о месте взрыва, то нейтронная звезда с тех пор движется со скоростью не менее 1,3 тыс. км/с. Это сопоставимо с исключительно высокой скоростью, полученной для нейтронной звезды RX J0822-4300 ("космического пушечного ядра"), летящей в остатке сверхновой Puppis A. Данные о G350.1+0.3 говорят о том, что подобные явления не такая уж редкость.

Ещё одной интересной чертой объекта можно назвать его необычную форму. Большинство звёзд, оставшихся от сверхновых, напоминают сферу, а G350.1+0.3 поразительно асимметрична. Американский космический телескоп "Спитцер", наблюдавший объект в инфракрасной части спектра, намекнул на то, что странная форма объясняется полем звёздного "мусора", расширяющимся в соседнее облако холодного молекулярного газа.

Событие, создавшее G350.1+0.3, пришлось на то время, когда взорвалась сверхновая, породившая Крабовидную туманность и остатки SN 1006. Однако едва ли кто-то на Земле мог наблюдать его из-за закрывавших обзор газа и пыли.

Результаты исследования опубликованы в издании Astrophysical Journal.