16 февраля, 16:07

Световое эхо взрыва Эты Киля повергло астрономов в недоумение

Световое эхо взрыва Эты Киля повергло астрономов в недоумение Эта Киля - одна из самых неверно истолкованных звёзд. 170 лет назад астрономы приняли ряд извержений на её поверхности за сверхновую.

Однако, к их удивлению, звезда не умерла. С тех пор ветреный характер светила, казалось, был детально изучен, но наблюдения светового эха древнего взрыва снова поднимают вопросы без ответов.

Световое эхо, открытое около ста лет назад, - это свет далёкого яркого события (например, сверхновой), отражённый от окружающей пыли. Иногда он достигает Земли через сотни лет после того излучения, которое идёт к нам прямым путём. За последнее десятилетие специалисты научились работать с этим светом - анализировать длину волны и делать выводы о температуре материала взрыва, его составе и скорости, с которой он был извергнут.

Один из таких взрывов - "Великое извержение" Эты Киля, масса которой примерно в 100 раз больше солнечной. Это одна из самых массивных двойных систем Млечного Пути. Между 1838 и 1858 годами она потеряла примерно одну десятую своей массы, выбросив материал со скоростью около 1 000 км/с.

Эта Киля стала прообразом нового класса звёзд - псевдосверхновых. Они разогреваются по меньшей мере до 7 000 К, что приводит к отслаиванию и резкому выбросу поверхностного материала. Однако наблюдения светового эха, выполненные Армином Рестом из Научного института космического телескопа (США) и его коллегами, показали, что η Киля во время своего знаменитого извержения была гораздо холоднее - около 5 тыс. K. Иными словами, её нельзя отнести к псевдосверхновым.

Астроном Аугусто Даминелли из Института астрономии, геофизики и науки об атмосфере Университета Сан-Паулу (Бразилия), открывший, что η Киля в действительности представляет собой двойную систему, чрезвычайно удивлён результатом исследования: "Любой хорошо образованный астроном был готов биться об заклад, что они найдут спектр звезды с температурой в 7 тысяч кельвинов".

Почему же случилось извержение и почему оно не уничтожило звезду? Ответа на эти вопросы теперь нет. Возможно, взрывы были вызваны возросшим гравитационным взаимодействием, когда две звезды в системе подошли близко друг к другу, полагает г-н Рест. Г-н Даминелли, однако, склоняется к иному объяснению: высокая температура в ядре звезды создаёт электронные пары и их античастицы - позитроны, которые быстро рекомбинируются. Возникает нестабильность, порождающая локальный взрыв.

Остаётся только одно - искать световое эхо в других частях неба, дабы уточнить скорость и температуру выброшенного материала.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.
Подготовлено по материалам Nature News.