22 февраля, 15:22

В составе древнейших звёзд обнаружен редкий элемент

В составе древнейших звёзд обнаружен редкий элемент Группа исследователей из Массачусетского технологического института (MIT) и университета Огайо (OSU) обнаружила в составе трёх древнейших звёзд присутствие очень редкого элемента - теллура.

Учёные изучали состав звёзд Млечного пути, расположенных в нескольких тысячах световых лет, с помощью спектрографа космического телескопа Hubble. Прибор записывает спектр исходящего от звезды света. Так как атомы химических элементов, присутствующих в светилах, поглощают свет определенных длин волн, специалисты могут по приходящему излучению определить состав звёзд.

Таким способом американские учёные обнаружили поглощение в ультрафиолетовой области спектра на длине волны, что соответствует естественному поглощению света для теллура, довольно тяжёлого и из-за этого редко встречающегося элемента химической таблицы. Согласно некоторым теоретическим моделям, элементы тяжелее железа, могли сформироваться только во время коллапса ядра сверхновой звезды редкого типа, когда атомные ядра в процессе синтеза сталкиваются с огромным количеством нейтронов.

Исследователи также обнаружили, что соотношения таких тяжёлых элементов как теллур, барий и стронций, одинаковы для всех трёх звёзд, возраст которых оценивается в 12 миллиардов лет. (Напомним, что Вселенной порядка 13,7 миллиарда лет.) Все эти данные подтверждают теорию химического синтеза элементов, так как маловероятно, что они могли появиться в недрах светил в ходе разных процессов.

Подробнее об открытии рассказывает публикация, вышедшая в журнале Astrophysical Journal Letters.

Отметим, что обнаружение теллура представляет собой весьма непростую задачу, так как он поглощает свет в ультрафиолетовой области спектра, которую "не видят" наземные телескопы. Однако такие исследования необходимы, так как помогают прояснять историю формирования светил.

Сейчас американские астрономы выискивают в спектрах звёзд другие тяжёлые элементы, такие как селен, олово.