Российская Информационная Сеть
7 марта, 15:03

Снова Путин: последствия для России и Запада

Снова Путин: последствия для России и Запада Итоги президентских выборов в России не стали неожиданностью для ее зарубежных партнеров, и на международной арене после возвращения Владимира Путина в Кремль не ожидается сенсаций.

Его взгляды давно и хорошо известны за рубежом; к тому же, накануне выборов Путин подробно изложил свою программу, в том числе и в области международных отношений.

На Западе энтузиазма в связи с возвращением Путина на президентский пост не чувствуется. Диалог с Россией обещает стать более жестким. Месяц назад влиятельная организация Евроатлантическая инициатива в области безопасности (EASI) презентовала доклад "На пути к Евроатлантическому сообществу безопасности". Главный его вывод - в Европе и Атлантике по-прежнему бытуют поведенческие стереотипы холодной войны.

Часть стран ЕС будет по-прежнему стремится заблокировать любое сближение с Россией - в первую очередь, в вопросах безопасности. Для них возвращение в Кремль "ужасного" Путина - дополнительный довод в пользу своей точки зрения. К таковым относится, в первую очередь, Великобритания. В опубликованном накануне выборов докладе Британского Королевского института международных отношений под названием "Снова Путин: последствия для России и Запада" говорится, что системный кризис в России неизбежно будет нарастать, внешняя политика останется "разочаровывающей" и "безответственной". Да и вообще, у британских экспертов "вызывает сомнения способность России выступать в серьезной весовой категории на международном уровне". Такие настроения не сулят ничего хорошего российско-европейским отношениям.

Что касается энергодиалога ЕС и РФ, здесь "камнем преткновения" может стать пресловутый "третий энергопакет" - предложения Европейской комиссии по улучшению конкурентной среды на энергетическом рынке ЕС, предусматривающие запрет поставщикам (в первую очередь, "Газпрому") контролировать трубопроводы. Впрочем, в самом ЕС сложилась довольно сильная оппозиция этому новшеству, так что в условиях нестабильности мирового энергетического рынка Россия совместно с европейскими партнерами (Германией, Италией) может добиться некоторого смягчения требований "пакета". Есть и другие позитивные подвижки: например, еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле признал "логичным" создание трехстороннего консорциума Россия - Украина - ЕС по газотранспортной системе Украины. В то же время вопрос о введении безвизового режима между Россией и ЕС может повиснуть в воздухе ввиду недостаточной (по мнению европейцев) "демократичности" нового российского руководства. Что же касается выработки нового соглашения о партнерстве Россия - ЕС, то это дело теперь пойдет быстрее. Но не из-за смены президента, а потому что Россия вступила в ВТО.

Отношения между Россией и США отныне неизбежно станут более натянутыми и прохладными. "Тон отношений США и России должен утратить ту неформальность и очаровательность, которую мы наблюдали во время правления Медведева", - полагает ведущий эксперт исследовательской компании RAND Эндрю Вайсс. К тому же появились объективные причины для похолодания: система ПРО, которую США создают вопреки желанию и предложениям России, серьезные противоречия по сирийскому и иранскому вопросам. Статья Путина "Россия и меняющийся мир" не оставляет США никаких шансов на лояльность новых властей РФ в случае новых сценариев, подобных ливийскому. Впрочем, хотя атмосфера взаимоотношений похолодает, сотрудничество будет продолжаться. Так сказать, perezagruzka forever.

Тем временем на восточном направлении внешней политики намечается оживление. В Пекине, например, считают, что при Путине Россия станет еще более надежным союзником Китая. Символично, что как раз накануне выборов две страны наконец уладили спор о транспортной составляющей в цене на российскую нефть, поставляемую в КНР по нефтепроводу ВСТО.

Индия тоже довольна возвращением Путина на президентский пост. Как отметил в интервью ВВС бывший глава индийского МИД Канвал Сибал, "в Индии не забывают, что Путин был инициатором нашего стратегического партнерства" и не разделяют "западной неприязни" к российскому лидеру. В свете таких настроений представляется возможным значительно укрепить отношения с двумя могущественными азиатскими союзниками в рамках БРИКС и ШОС (где Индия, правда, пока имеет статус наблюдателя).

Активизируются интеграционные процессы в той части постсоветского пространства, которая не настроена антироссийски. Фактор уважения к сильному лидеру может сыграть позитивную роль и в плане возвращения в орбиту России колеблющихся стран, например, Украины (у которой к тому же нелады на "западном фронте"). Но жесткие оппоненты, вроде грузинского президента Саакашвили, или подчеркнуто независимые страны, как Узбекистан, будут еще более дистанцироваться от России.

В целом, международные отношения России отныне станут более контрастными. Москва будет более отчетливо артикулировать свои интересы на мировой арене, не стесняясь говорить о том, что для нее приемлемо, а что нет, и жестче отстаивать свою точку зрения.

nbsp;RIN 2000-