Российская Информационная Сеть
14 мая, 15:48

Оппозиции указали на рамки дозволенного

Оппозиции указали на рамки дозволенного "Контрольная прогулка" по бульварам Москвы завершилась неожиданно мирно: в районе гуляния совершенно таинственным образом не оказалось автозаков, закованных в доспехи омоновцев и прочих атрибутов, сопутствующих массовым мероприятиям, организованным оппозицией.

Полиция не только не делала попыток разгонять демонстративно фланирующую по бульварам публику, но и перекрыла движение по внутренней стороне Бульварного кольца, когда масса гуляющих выплеснулась на проезжую часть.

"В целях безопасности было принято решение о частичном ограничении движения для автотранспорта", - объяснил представитель ГУМВД по Москве. Одним словом, только что под ручку через дорогу демонстрантов не переводили - реакция властей на несанкционированное (между прочим) мероприятие оказалась совершенно нетипичной. Особенно если вспомнить, что несколькими днями ранее официально санкционированный "Марш миллионов" закончился столкновениями демонстрантов с полицией. Итог - сотни задержанных и перспектива уголовных дел для лидеров оппозиции.

С одной стороны, участники "контрольной прогулки" не размахивали плакатами, не выдвигали политических лозунгов и не выступали с речами. Это позволило полиции сделать вид, что ничего такого особенного не происходит. На самом же деле всем было понятно, что воскресные гуляния - ответ оппозиции на необоснованно жестокий разгон "Марша миллионов". Цель эксперимента - установить, можно ли все-таки москвичам свободно гулять по собственному городу, объяснил инициатор мероприятия, писатель Борис Акунин (Григорий Чхартишвили). На этом фоне отсутствие по периметру прогулочного маршрута автозаков с гостеприимно распахнутыми дверями ощущается как диссонанс.

Может ли так случиться, что кто-то из высокопоставленных чиновников, ответственных за предынаугурационный беспредел, наконец понял: в стремлении "сделать красиво" к торжествам малость переборщили? И что теперь власть - как и в декабре 2011 г. - пытается дать обратный ход, ослабив противостояние? Что лидеров несистемной оппозиции того и гляди вызовут в Кремль на открытый диалог? Хотелось бы верить, но не получается. Вся проблема в том, что российские чиновники панически боятся своего народа - в этом легко убедиться, оценив меры, которые они предпринимают, чтобы от него отгородиться. Это в британский парламент может попасть любой турист. Попробуйте подойти к Госдуме: кордоны ФСО выставлены еще на подступах к зданию. Страх требует жестко гасить любые мало-мальски серьезные проявления протеста. К тому же, выборы позади, а значит - отпала жесткая необходимость сохранять видимость общественного согласия.

Поэтому уже 18 мая Госдума рассмотрит законопроект, который обещает сделать участие в оппозиционных акциях просто разорительными. Инициированные депутатом-единороссом Евгением Сидякиным поправки к закону о митингах предполагают, что за нарушение правил ответственным лицам грозит штраф до 1 млн руб. или обязательные общественно-полезные работы до 200 часов. Рядовые участники митинга могут заплатить от одной до 900 тыс. руб. или также отправиться на исправительные работы до 200 часов.

А ведь запредельные штрафы (сейчас по закону аналогичные санкции грозят только самым злостным взяткодателям, а это уже уголовное преступление) - еще не самая страшная кара для организаторов акций протеста. По данным Ксении Собчак, Алексей Навальный и Сергей Удальцов, которые проходят по делу о беспорядках на Болотной площади во время "Марша миллионов", могут получить по два года тюрьмы. Об этом телеведущая сообщила в Twitter со ссылкой на собственные источники в Кремле. И это - если случится - будет далеко не первый случай, когда участники политической демонстрации отправятся за решетку. В 2005 г., например, восемь активистов запрещенной Национал-большевистской партии получили сроки от полутора до трех с половиной лет лишения свободы за захват общественной приемной президента России. Страшное преступление: нацболы забаррикадировали дверь приемной и около 40 минут выкрикивали антиправительственные лозунги, разбрасывая листовки. И уже более двух месяцев находятся под арестом по обвинению в хулиганстве еще даже не осужденные участницы панк-группы Pussy Riot, громко выступившей в храме Христа Спасителя.

То есть на самом деле ни о каком смягчении реакции на выступления оппозиции речь не идет. Похоже, санкционировав по умолчанию "контрольную прогулку", рассерженным горожанам просто указывают рамки, в которых протест (исключительно мирный) выражать позволено. Проблема лишь в том, что оппозиция уже убедилась в неспособности власти к диалогу. А следовательно, вряд ли увидит резон в том, чтобы держаться в отведенный ей рамках.

nbsp;RIN 2000-