Российская Информационная Сеть
16 мая, 09:56

Наркомания: Правозащитные ломки

Наркомания: Правозащитные ломки Вы никогда не задавались вопросом, почему в России так не любят правозащитников? Притом не любят их не только многие "рядовые" граждане, обсуждая на кухнях очередные нарушения прав и свобод, одновременно неуважительно называя правозащитников "бездельниками" и "грантоедами". Нелюбовь к тем, кто отстаивает права человека, есть и на государственном уровне, потому что своей активной деятельностью они мешают претворять в жизнь непопулярные законы, созданные людьми, скорее всего никогда не слышавшими понятия "права человека".

Яркий пример таких законодательных инициатив - разработанный ФСКН по распоряжению президента России Дмитрия Медведева законопроект, подробности которого до сих пор не выносятся на суд широкой общественности. Известно лишь, что он подразумевает уголовное преследование не только тех, кто занимается сбытом, перевозкой и изготовлением наркотических средств, но и тех, кто является так называемым "последним звеном" - непосредственных потребителей наркотиков.

Наркомания признана в Российской Федерации заболеванием. ФСКН, таким образом, предлагает наказывать людей за болезнь, что противоречит Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ст. 3 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод", ст. 7 Международного Пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 21 Конституции РФ). Да и с точки зрения наркологии подобный подход крайне нежелателен, ведь всем известно, что российские тюрьмы и "зоны" тотально наркотизированы. Подчас "за решеткой" наркотики достать легче, чем на свободе. Наркоман, попав в такую среду, скорее всего, еще более усугубит свою зависимость.

В качестве альтернативы уголовному наказанию за систематическое (более 2 раз в год) употребление наркотиков предлагается принудительное лечение в наркологических клиниках, что само по себе с большой натяжкой можно отнести к действенным методам устранения наркотической зависимости. Так, в одном из своих выступлений ведущий аналитик по правам человека Канадской правой сети по ВИЧ/СПИД Михаил Голиченко отмечает, что по официальным данным более 90% пациентов наркологических клиник возвращаются к потреблению незаконных наркотиков в течение года. "По данным Национального научного центра наркологии в 2010 г. государство может обеспечить реабилитацию 0,3% из официально зарегистрированного (550.000) и 0,09% из оценочного (1,7 млн) числа наркозависимых. Принуждение же к неэффективному лечению обладает всеми признаками жестокого обращения", - заявил господин Голиченко.

Данный законопроект в таком его виде является крайне спорным с точки зрения прав человека. Безусловно, все, что связано с наркоманией, незаконно. Однако наркоман - не преступник. Он больной человек, который сделал свой добровольный выбор, ступив на наркотическую тропу. Да, рост преступности часто связан с ухудшением наркотической обстановки в отдельных регионах, но лишение свободы (в том числе и через принудительное лечение) создает нехороший прецедент. Если так пойдет и дальше, арестовывать можно будет за что угодно.

Озвученная выше законодательная инициатива ФСКН стала поводом для проведения 25 апреля сего года на портале антинаркотического проекта "Майя" www.mayaplanet.org/rus международной онлайн-конференции "Государственный взгляд на проблему наркомании: пределы свободы". Будучи организованной по инициативе профессора Женишбека Назаралиева (президента Всемирной Лиги "Разум вне наркотика", который в далеком 1991 году основал первый негосударственный центр лечения наркомании и первым протянул руку помощи наркоманам, назвав их больными людьми), данная конференция собрала в рядах участников представителей мировой интеллигенции, которые небезразличны к проблеме распространения наркомании.

В ходе данной конференции экс-руководитель Департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН России Александр Михайлов так прокомментировал эту актуальную проблему: "Я не видел ни одного наркомана, который бы не занимался сбытом. Чем глубже заболевание, тем больше наркоман вовлечен в наркосбыт. А это, как вы понимаете, - статья. Однако то ли сил не хватает, то ли желания брать его на этом, но мои бывшие коллеги пошли по иному экзотическому пути: важен для уголовного дела не сбыт, а два факта употребления в течение года. При этом альтернатива в качестве лечения предлагается, даже тем, кто не болен! Ведь 2 факта - не диагноз. Логика самой идеи, по мнению авторов, путем запугивания стимулировать на лечение. Запугать, чтобы вылечить? Это что такое? Ни один немотивированный человек не вылечится. А страх не стимул!" (С полным текстом комментария вы можете ознакомиться на странице www.mayaplanet.org/rus/conference)

Очевидное несоответствие данной законодательной инициативы нормам прав человека отметил и другой участник конференции, глава общественного Института прав человека Сергей Адамов: "Несправедливо, негуманно и бессмысленно подвергать уголовному преследованию людей, попавших в беду. Но Праву не надлежит расходиться с нравственностью (конечно, вполне не заменяя её). Потому ужесточение полицейских мер никогда не помогает устранить социальные трудности. Даже если бы законопроект ФСКН сколько-то снизил бы оборот наркотиков (что, кстати, весьма сомнительно), то и это бессильно было бы оправдать наказание жертвы. Конечно, когда-то будущий наркоман не устоял перед искушением, но, прибегая к подобной аргументации вины, мы навсегда покинули бы область Права. По-моему, это и есть непростительный и крайне опасный порок законопроекта ФСКН". (С полным текстом комментария вы можете ознакомиться на странице www.mayaplanet.org/rus/conference)

Небрежное отношение к правам человека в России, к сожалению, плохая традиция. Опасные последствия этого имеют как внутренний, так и внешний характер. Такое отношение может привести не только к возможным внутренним волнениям народа, но и дать хороший повод различного рода иностранным "экспортерам демократии" приблизиться к их истинной цели - под благовидным предлогом укрепить свое влияние в других странах. Такие законы, ущемляя права и свободы граждан, подрывают их веру в Государство.

Лев Левинсон, будучи руководителем программы "Новая наркополитика" в России, в ходе упоминавшейся выше конференции на портале проекта "Майя" обозначил свое видение складывающейся ситуации: "Это прямо противоположно тому, что надо делать. Полицейские мощности должны быть сосредоточены на противодействии системному наркобизнесу, оптовой торговле. В случае введения ответственности за употребление еще больше расширится поле уголовной репрессии - за счет тех, кто сам является жертвой незаконного оборота наркотиков. Наркоман и так загнан в подполье. Если же над ним будет висеть еще и уголовная статья, он будет пять раз жертва: своей зависимости, наркоторговцев, запрета, полиции и полицейской наркологии. Диспансерно-учетная модель наркологической помощи, сохраняющаяся в РФ еще с советских времен, предлагает вместо медицинской помощи полицейский учет. Угроза постановки на учет заставляет человека, нуждающегося в помощи врача, обходить наркодиспансер за версту, так как сняться с учета сложнее, чем освободиться от судимости". (С полным текстом комментария вы можете ознакомиться на странице www.mayaplanet.org/rus/conference)

Мнение самого профессора Назаралиева, выступившего в качестве организатора данной онлайн-дискуссии, по вопросу ужесточения наказания за употребление наркотиков заключается в том, что: "Наркоманию можно победить только после смены двух-трех поколений (что составляет, примерно, период в 100 лет). Постепенно придет осознание того, что быть физически и психологически здоровым не только модно, но и необходимо. Необходимо, чтобы выжить в новом глобализованном Мире. Те же, кто станет употреблять наркотики в XXII веке, все без исключения будут относиться к разряду тяжелых эндогенных больных (к таким болезням, например, относится шизофрения). Следовательно, сегодня надо делать акцент на превентивные методы борьбы с наркоманией, а не репрессивные. Второй вариант в этом контексте - дорога в никуда". Очевидно, профессор может уверенно это утверждать, ведь он опирается на 25 лет успешной врачебной практики в своей клинике в Киргизии, где он пролечил более 16 тысяч больных наркоманией и алкоголизмом со всего мира.

Вероятность принятия данного законопроекта очень высока, поскольку есть очень много заинтересованных в этом. Не хотелось бы ставить в один ряд тех, кто развивает наркобизнес и тех, кто с ним борется, однако от вступления в силу этого закона выиграют и те и другие. Первые получат еще больше наркопотребителей в тюрьмах, а большая "подпольность" рынка наркотиков станет аргументом для поднятия цен на зелье, увеличивая их прибыль. Вторые же обретут легальный повод облегчать себе работу, "пачками" раскрывая "наркоманские" дела. Статистика раскрываемости, безусловно, будет расти на глазах, отвлекая от реального положения дел.

В ходе конференции "Государственный взгляд на проблему наркомании: пределы свободы" экспертами был выработан ряд мер, незамедлительное принятие которых поможет улучшить наркотическую обстановку в России, не посягая при этом на права и свободы граждан. Среди таких мер назначение жестких приговоров для наркодилеров (область МВД, ФСКН); пресечение каналов транспортировки наркотиков совместно с партнерами (область ФПС, таможни, СВР и ФСБ); судебная система, не позволяющая уводить от ответственности преступников (область судов, прокуратуры); эффективная система лечения наркоманов в госучреждениях, последующий врачебный контроль (область Минздравсоцразвития); первичная профилактика в школах, месту работу и учебы (область Минобразования).

Все это - очевидные меры, которые не так сложно принять к исполнению, если, конечно, у государственных мужей стоит реальная цель побороть распространение наркомании, а не ограничиваться популистскими заявлениями о якобы проделанной работе в этой сфере. Однако, к сожалению, для этого ничего не делается. Значит, вопрос не в опыте и не в отсутствии программы, а в исполнителях? Однако если законодатели будут прислушиваться к мнению специалистов в области прав человека, в России удастся наконец-то построить полноценное гражданское общество, где не будет места репрессиям и насилию над общественными свободами.

nbsp;RIN 2000-