Российская Информационная Сеть
23 мая, 13:14

Путин захватил все командные высоты в российской политике

Путин захватил все командные высоты в российской политике Итак, новое правительство сформировано. И это - правительство технократов. Проще говоря, чиновников. Почти никто из новых министров не известен широкой публике, и почти у всех за плечами - гладкая чиновничья карьера. Новые министры - не чужаки в своих ведомствах.

Большинство из них раньше были замминистрами или занимали кресла директоров департаментов в аппарате правительства.

Например, сменивший Эльвиру Набиуллину в министерстве экономического развития Андрей Белоусов ранее был замминистра в том же ведомстве, а затем - директором департамента экономики и финансов правительства. Министр природных ресурсов Сергей Донской раньше был замминистра, министр транспорта Максим Соколов - директором департамента транспорта в аппарате правительства, министр энергетики Александр Новак - замминистра (правда, финансов), министр здравоохранения Вероника Скворцова была замминистра здравоохранения и социального развития... Список можно продолжать долго.

Новые лица есть, но они теряются среди толпы карьерных чиновников. Министром связи стал молодой (29 лет) вице-премьер и министр связи в правительстве Татарстана Николай Никифоров. Для него это назначение - резкий карьерный рост.

Вопреки прогнозам, официальных либералов в правительстве мало. Аркадий Дворкович стал вице-премьером и, судя по всему, будет курировать промышленность и ТЭК. Михаил Абызов назначен министром по связям с "открытым правительством", т. е. министром без портфеля. Согласно указу президента, под Абызова создадут специальную комиссию, которая будет заниматься порученным ему проектом. Вот и все либералы в составе кабинета министров.

Казалось бы, стоит начинать радоваться. Либеральных реформ, которыми нам грозили, не будет? Но пока радоваться рано. Дело в том, что все прежние горе-реформаторы никуда не делись, а просто переехали в Администрацию Президента, причем получили должности помощников президента РФ. В Администрации Президента теперь Голикова (экс-министр здравоохранения и социального развития), Набиуллина (экс-министр экономического развития), Трутнев (экс-министр природы), Фурсенко (экс-министр образования), Щёголев (экс-министр связи).

Если переводить современные должности на старый, советский лад, помощник президента - это секретарь ЦК, и власти у него более чем достаточно. Многие эксперты предполагают, что бывшие министры сохранят влияние на покинутые ведомства, тем более что их возглавили замы и директора департаментов. Это тем более вероятно, что за спиной помощников будет маячить мощная фигура Владимира Владимировича Путина.

Но интересно даже не это. По штатному расписанию Кремля работу помощников направляет не лично президент, а руководитель администрации. Это делает Сергея Иванова своего рода теневым премьер-министром, а саму администрацию - теневым правительством, чуть ли не более могущественным, чем аутентичное.

Снова воспроизводится схема, которую Путин утвердил в ходе своего второго срока, когда Иванов и Медведев боролись за право быть преемником. Тогда президент назначил двух своих старых соратников на должности первых заместителей председателя правительства, и прошел слух, что тот из них, кто будет более юрок, унаследует кремлевский трон. Дмитрий Медведев оказался успешным и стал президентом, в то время как Сергей Иванов "скатился" до поста заместителя председателя правительства. Но сегодня Иванов и Медведев снова почти на равных ролях.

В пользу этой версии говорит простая логика. В рамках советской модели ЦК КПСС не занимался всерьез хозяйством, оставляя эту обязанность Совету министров. В наследовавшей СССР Российской Федерации Администрация Президента воспринималась как орган политического руководства. Все экономические рычаги были сосредоточены в правительстве. До недавнего времени у президента Медведева был только один помощник по экономическим вопросам - Аркадий Дворкович. Теперь у Путина "экономических" помощников будет штук пять, и каждому придется предоставить участок работы. Надо полагать, в той области, которую они уже хорошо изучили, будучи министрами.

Исключениями из вышеизложенной схемы стали только бывший министр внутренних дел Нургалиев и бывший министр транспорта Левитин. Последнего назначили не помощником, а советником главы государства. Разница велика. Если помощники по традиции располагают реальной властью, то советники, как правило, ничего не решают. Единственным советником президента, у которого были реальные полномочия, был Лесин, но его изгнал из Кремля за непослушание Дмитрий Медведев. Так что Левитин, скорее всего, может считаться почетным пенсионером, равно как и Нургалиев, которого назначили заместителем секретаря Совета безопасности. У нас принято сдавать в Совбез, как в ломбард, отслуживших свое генералов. Это понижение даже формально, поскольку как министр МВД Нургалиев имел ранг постоянного члена Совбеза, а ныне он даже не будет входить в его состав, превратившись в одного из заместителей Николая Патрушева.

Зато настоящий взлет переживает карьера Владислава Суркова. Он был снят с должности первого заместителя руководителя Администрации Президента и переведен в правительство на должность вице-премьера по модернизации с неясными полномочиями. Ныне он стал заместителем председателя правительства и руководителем аппарата правительства, т. е. одним из ключевых игроков нового правительства. Он практически равен по статусу единственному оставшемуся первому вице-премьеру Игорю Шувалову (будет курировать экономический блок). А Суркову, надо полагать, с учетом его опыта, достанется политика. Во всяком случае, "Единая Россия", которую Медведев может возглавить в ближайшее время, скорее всего, окажется под надзором бывшего кремлевского, а ныне "белодомовского" куратора. Рост аппаратного влияния Суркова демонстрирует и тот факт, что Наталья Тимакова, бывшая пресс-секретарем президента и ныне ставшая пресс-секретарем правительства, стала заместителем руководителя аппарата. Иначе говоря, формальной подчиненной Суркова.

Как будет работать схема "двух правительств", сказать пока сложно. Очевидно, что только Путин может быть арбитром в случае возникновения конфликтов. Внутри элиты возникло кривое и самопальное "разделение властей" на две ветви - "административную" и "правительственную". Обе, впрочем, будут бегать жаловаться главе государства, который, как некоронованный монарх, будет сохранять свободу рук в условиях борьбы кланов.

Главное, что неясно, - сможет ли правительство в рамках подобной схемы принимать хоть какие-нибудь решения. Не завязнут ли они в бесконечных согласованиях между Кремлем и Белым домом? Ближайшее будущее покажет. Но пока ясно одно: несмотря на формальное сохранение тандема, Владимир Путин захватил все командные высоты в российской политике.

nbsp;RIN 2000-