Российская Информационная Сеть
18 июня, 16:45

Президент РФ пытается выстроить альянс Москва-Израиль-Греция-Кипр

Президент РФ пытается выстроить альянс Москва-Израиль-Греция-Кипр 18 июня в Израиле планируется официально объявить о дате визита президента РФ Владимира Путина в эту страну - уже второго по счету, начиная с 2005 года.

В воскресенье сюда уже прибыла группа сотрудников Федеральной службы охраны, которая отвечает за обеспечение личной безопасности первых лиц государства. Цель командировки сотрудников ФСО - согласовать совместные действия с израильской стороной во время пребывания президента РФ в Израиле.

Визит, который продлится два дня, 25 и 26 июня 2012 года, предполагает участие Владимира Путина и представительной российской делегации в составе более 150 человек, в открытии мемориала в честь победы Красной Армии над нацистской Германией и в честь сотен тысяч евреев, воевавших в рядах Красной Армии. В открытие мемориала вместе с Путиным примут участие президент Израиля Шимон Перес и премьер-министр Беньямин Нетанияху. 26 июня Владимир Путин отправится в Вифлеем, который находится на территории Палестинской автономии, и откроет там российский культурно-образовательный центр. Затем ненадолго посетит иорданский берег реки Иордан - место, где состоялось крещение Иисуса Христа. В 2006 году иорданские власти подарили России участок земли в этом историческом месте.

А в промежутках между этими поездками состоятся российско - израильские переговоры по широкому спектру двусторонних и международных отношений.

В израильской прессе все эти дни обсуждаются возможные темы, которые обсудят лидеры двух стран. Так, министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман в интервью русскоязычному каналу израильского телевидения сказал: "Тематика обширная - и события в Сирии, и иранская тема".

Любопытные предположения о целях визита содержатся в статье бывшего посла Израиля в России Цви Магена, опубликованной 15 июня на сайте авторитетного Института исследований национальной безопасности (INSS).

Как считает Маген, вследствие революций "арабской весны", приведших к утрате Москвой своих традиционных союзников на Ближнем Востоке, Россия заинтересована в пересмотре своей политики в этом беспокойном регионе, непосредственно прилегающем к российским границам.

По мнению Цви Магена, "Представляется, что Россия заинтересована в продвижении стратегического партнерства с Израилем и, таким образом, в формировании новой региональной оси, возможно, при участии других государств. В качестве кандидатов упоминаются Греция и Кипр, а, возможно, и некоторые балканские государства. Подобная ось, если она образуется, позволит России обзавестись новыми рычагами влияния. Это обеспечит ей повышение статуса на Ближнем Востоке и в Средиземноморье, что станет вызовом Турции и будет служить ряду интересов, в том числе экономическим, связанным с энергетикой. Скорее всего, как минимум часть рассмотренных выше вопросов будет включена в повестку планируемого визита президента Путина в Израиль".

Понятно, что наибольший интерес к предстоящему приезду Путина проявляется среди выходцев из бывшего СССР. Они внимательно следят за событиями внутриполитической жизни в России. При этом одни поддерживают политический курс Путина, другие симпатизируют оппозиции. Но, несмотря на диаметрально противоположные взгляды, общим для большинства русскоязычных израильтян является кровный интерес в укреплении дружественных связей между Израилем и Россией, вплоть до создания стратегического союза обеих стран. В свете общих угроз, вызванных "арабскими революциями" и нынешним обострением ситуации в мире, многие считают, что Израиль и Россия находятся "в одной лодке", что должно способствовать укреплению взаимовыгодного партнерства.

Что на самом деле будет обсуждать Владимир Путин в Израиле, рассуждает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

"СП": - Евгений Янович, Путин действительно собирается выстраивать, как предполагают некоторые в Израиле, новую внешнеполитическую ось?

- Скорее всего, серьезные вопросы, которые будут в Израиле обсуждаться, в значительной мере лежат вне публичного поля. Вопросы международной политики - это вопросы интимные. С другой стороны, Цви Маген достаточно логично предполагает, что открытие мемориала Нетании не может быть для российского президента (да еще сразу после инаугурации) достаточным поводом для посещения Израиля.

Россия сейчас занимает важное место в игре вокруг Сирии, иранской ядерной программы, углеводородов Восточного Средиземноморья, в рамках борьбы с радикальным исламизмом et cetera. У Израиля, кроме того, много тем, которые могут быть России интересны - в том числе, связанные с военно-промышленным комплексом.

На деле, понятно, что новая ось Москва-Израиль-Греци-Кипр - это естественное продолжение российских отношений с православными, в исторической ретроспективе, Грецией и Кипром, и Израилем, где четверть населения - наши бывшие сограждане. В значительной мере, такой альянс (экономический, но, возможно, в перспективе политический) складывается благодаря достаточно агрессивной политике премьера Турции Реджепа Эрдогана.

"СП": - Как на это отреагирует Европа?

- Удивительным образом альянс, который должен предотвратить военный сценарий в Восточном Средиземноморье между Турцией, Кипром и Израилем, важен и для Европы. И Кипр, и Греция - это части европейского сообщества, а Турция - при всем уважении к ней - нет.

В данном случае, европейцы будут чрезвычайно позитивно относиться к складывающемуся присутствию России, которая способна еще и с военно-технологической точки зрения прикрыть добычу газа и нефти на средиземноморском шельфе, если ее компании, в первую очередь, "Газпром", будут участвовать в этих проектах.

"СП": - Будет ли эта ось направлена против кого-то?

- Разумеется, нет. Для Турции, при всем том, Россия - это крупнейший партнер в импорте нефти и газа. Да и Турция для нас - партнер номер пять, один из самых крупных в нашей внешней экономике. Это служит дополнительным и серьезным аргументом, чтобы израильтяне с нами эти вопросы обсуждали. Они так же не заинтересованы в жесткой конфронтации в Турции - несмотря на политические разногласия.

Опять-таки, мы говорим обо всем этом с определенной долей вероятности. Понятно, что развитие событий в Египте, Сирии, Ливане, иранский кризис - не могут лежать вне сферы переговоров Владимира Владимировича с его израильскими визави. Израиль остается единственным стабильным очагом в регионе, охваченном революциями, бунтами, мятежами, и гражданскими войнами. В этом плане, наличие у России теснейших отношений с израильским истеблишментом, а у израильского истеблишмента - с Западом, для нас чрезвычайно полезны...

Другое мнение

Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России:

- Отношения Путина и Израиля - не новость. Еще с момента укрепления своих отношений с неоконсерваторами США, особенно после 11 сентября, Путин всегда ориентировался на "ястребов" в Израиле. В целом, у него хорошие личные отношения с Нетаньяху, и открытый канал для связи с израильским руководством.

Что сегодня происходит? Путин представляет собой знаковую фигуру российской национальной бюрократии, которая, как и прочие национальные бюрократии, находится под жесточайшим давлением международной бюрократии, перешедшей в открытое наступление на суверенитеты. Поэтому Путин ищет выход.

Выход, который бы заключался в сдаче Сирии - малоперспективен. Скорее всего, за эту сдачу он ничего не получит: для международной бюрократии, ключевым игроком которой является Обама, Сирия не ценна. Напротив, условный Запад заинтересован, чтобы Россия как можно глубже залезала в сирийскую проблему, и поддерживала Асада, потому что это служит поводом для изоляции России, ее отчуждения, мотивировке различных санкций против нее.

На самом деле, крикливая демагогическая игра, что Россия-де должна пересмотреть свою позицию по Сирии - насквозь фальшива. Запад, как маккиавелевский игрок, заинтересован, чтобы Россия связалась именно с Сирией. Тем более, перспектива открытого вооруженного конфликта против Сирии, с учетом позиции Ирана, маловероятна.

Поэтому повторюсь: сдавать Сирию Западу, который в ней особо не нуждается - для Путина не очень хорошая игра.

На деле, что Путин хотел бы получить от Израиля? Скорее всего, союз против салафитов на сирийском направлении, и снятие давления на сам Дамаск. Речь, думаю, идет об определенном понимании, которое было бы проявлено Израилем в отношении интересов России - о том, чтобы Израиль (конечно, не говоря открыто) лоббировал Асада.

Еще один пункт переговоров - гарантии по поводу иранской ядерной программы, которые Россия, видимо, берется предоставить Тель-Авиву.

Что из этой встречи получится? На мой взгляд, диалог с Израилем - тема бесперспективная. Израиль сегодня все глубже погружается в изоляцию. А в силу того, что Израиль - тоже один из отрядов национальной бюрократии, он становится площадкой жесточайшей конфронтации между еврейской составляющей международной бюрократии, которая космополитична, и жестким "ястребиным" отрядом национальной еврейской бюрократии, которая традиционно была связана с республиканцами в США.

Международная бюрократия Израиль сдает, она его сливает. На этом фоне национальные бюрократии пытаются создавать различные союзы на различных направлениях. Может обсуждаться и такая ось - Россия-Израиль-Греция-Кипр. Правда, Греция в этом варианте выглядит маловероятным компонентом, потому что ее традиционная ориентация - это поддержка Палестины. В Греции сильны позиции левых, антиглобалистов, позиции анти-ЕС и анти-Израиля. Кроме того, какое бы правительство там у власти не находилась, Греция остается страной, которая может вывести на улицы до 80% своего населения. Поэтому для Израиля такой элемент оси, как Греция - это одна головная боль.

nbsp;RIN 2000-