5 июля, 09:56

Астрофизикам удалось рассмотреть мост из темной материи между галактиками

Астрофизикам удалось рассмотреть мост из темной материи между галактиками Американским и европейским астрофизикам удалось увидеть гигантскую полосу темной материи, соединяющую галактики Abell 222 и Abell 223, по искажениям в излучении далеких звезд, сообщается в публикации журнала Nature.

Считается, что Вселенная по своей структуре похожа на гигантскую трехмерную паутину. Ее нити представляют собой скопления темной материи, так называемые филаменты. В точках пересечения этих нитей находятся плотные комки видимой материи - отдельные галактики и группы звездных мегаполисов. Представляется, что Вселенная на 98% состоит из тёмной материи.

Однако несмотря на то, что ученые неоднократно объявляли об открытии филаментов, до недавнего времени представить убедительные прямые доказательства у них не получалось. Предполагалось, что такое открытие не будет возможно до появления более современных телескопов, отмечает AstroNews.ru.

Однако астроном Йорг Дитрих из обсерватории Мюнхенского университета в Германии и его коллеги, изучая галактики Abell 222 и Abell 223 на протяжении последних пяти лет, все же смогли воспользоваться редким пространственным расположением исследуемых кластеров, которое позволило им выявить признаки так называемого слабого гравитационного линзирования - эффекта, когда любое скопление материи большой массы, в том числе и темной материи, взаимодействует со светом и заставляет его лучи искривляться.

Материалом для удивительного открытия послужили снимки Abell 222 и Abell 223 в рентгеновском диапазоне, сделанные в 2008 году при помощи орбитального телескопа XMM-Newton, передает РИА "Новости". На них астрофизикам удалось обнаружить в окружающем галактики пространстве скопления раскаленного газа в виде "пуповины", соединяющей галактики. Относительно большая масса этого газа позволила ученым частично объяснить недостаток видимой материи в галактиках и других образованиях.

Астрофизики проанализировали спектр и другие характеристики излучения изучаемых галактик и определили степень искривления света от далеких "звездных мегаполисов", которые вызываются Abell 222 и Abell 223 и соединяющей их газовой "пуповиной", выявив признаки гравитационного линзирования.

Полученные значения искривления Дитрих и его команда использовали для вычисления массы галактик и связывающей их газовой нити. Оказалось, едва заметная в рентгеновском излучении "пуповина" была весьма массивным образованием - ее общий вес составил примерно 100 триллионов солнечных масс, что равняется 30 массам нашей Галактики - Млечного пути. Такая масса филамента, по словам ученых, сопоставима с весом самих галактик Abell 222 и Abell 223 - 270 и 340 триллионов масс Солнца. При этом доля теплого газа в "пуповине" оказалась достаточно низкой - всего 9% от общей массы газовой нити.

Как утверждают ученые, масса филамента в целом соответствует предсказаниям теоретической астрофизики. Невысокая доля теплого газа, излучающего в рентгеновском, ультрафиолетовом и других диапазонах, в свою очередь объясняет то, почему XMM-Newton и другие телескопы не могут найти достаточное количество видимого вещества, прилипшего к нитях паутины из темной материи между галактиками.