Российская Информационная Сеть
23 июля, 12:02

СМИ оспорили "коммерческую" версию покушений в Казани

СМИ оспорили "коммерческую" версию покушений в Казани Попытка представить покушение на религиозных деятелей Татарстана как "коммерческую борьбу", несомненно, выгодна местным властям, опасающимся за имидж республики, но все факты говорят о том, что настоящей причиной нынешних громких событий в Казани стала радикализация татарского общества, которая может привести к тому, что Татарстан повторит судьбу другой республики - Дагестана.

К такому выводу пришли сразу несколько российских изданий, в том числе "Московский комсомолец" и "Новая газета".

"НГ" отмечает, что если покушение на Илдуса Файзова еще можно связать с конфликтом вокруг деятельности фирмы "Идель-Хадж", у которой муфтий, как говорят, отобрал средства на отправление мусульман на хадж в Мекку, то убийство его зама - Валлиулы Якупова, который не имел к этим поездкам никакого отношения, эта версия никак не объясняет.

"МК" отмечает, что у обоих религиозных деятелей было очень много врагов, которые ненавидели их за борьбу с салафитами (ваххабитами) - последователям радикального течения ислама (салафизм), целью которых является создание исламского государства на Волге, где все живут по законам шариата.

Один из них - предшественник Файзова - Гусман Исхаков, возглавлявший Духовное управление мусульман (ДУМ) до него и, как говорят, откровенно покровительствовавший салафитам. "При нем сотни бородатых имамов-ваххабитов получили все преференции, и именно они сейчас возглавляют сопротивление новому муфтию", - рассказал изданию татарский богослов муфтий Фарид Салман.

По его словам, в ближний круг Исхакова входят также еще по крайней мере трое задержанных по подозрению в причастности к нынешнему двойному теракту. Это бывший руководитель отдела ДУМ по связям с силовыми структурами Марат Кудакаев, председатель совета директоров компании "Идель-Хадж" Рустем Гатауллин и глава организации "Вакф" Мурат Галеев. Последний планировал создать в Татарстане "альтернативный муфтият", неподконтрольный Файзову. А Кудакаев был уволен во время "зачистки" местного духовенства от сторонников радикального ислама, устроенной Файзовым после прихода к власти вслед за отставкой Исхакова.

О глубине раскола, возникшего к тому времени в местной мусульманской умме, красноречиво свидетельствует инцидент, произошедший в апреле этого года. Тогда Файзов попытался отправить в отставку имама соборной мечети Кул Шариф Рамиля Юнусова - человека с обширными саудовскими связями, как говорит политолог Раис Сулейманов, и ярого приверженца ваххабизма, по словам главы Совета улемов Всероссийского муфтията муфтия Фарида Салмана.

На следующий день после этого известия единомышленники Юнусова свезли в Казанский кремль около 1,5 тысячи фанатиков, которые угрожали устроить в центре Казани площадь Тахрир (площадь в столице Египта - Каире, на которой проходят массовые митинги - прим.ред.). Власть откровенно перепугалась и пошла на попятную. Юнусов остался на своем месте.

Говорят, что протестующих свозили в Казань из регионов организованно, а руководил процессом один из ныне арестованных по подозрению в покушении на муфтия - Айрат Шакиров по прозвищу Шейх Умар.

"Перерожденец"

Что касается Валиуллы Якупова, то он, по данным "МК", был для исламских экстремистов даже более серьезным врагом, чем Файзов, так как являлся главным мозговым центром борьбы с ваххабизмом. Кроме того, в свое время он лично пережил увлечение идеями "чистого ислама" - и салафиты ненавидели его вдвойне: он для них был "перерожденцем".

Как происходила ваххабинизация Татарстана

Опрошенные изданием эксперты отмечают, что продвижение салафизма в Татарстане идет еще с 90-х годов, но до сих пор спор о том, как лучше и правильнее верить, в Поволжье не разрешался с применением оружия, как на Кавказе, хотя острые стычки бывали. В связи с этим Фарид Салман считает, что нынешние события "могут иметь продолжение" и "будут развиваться по дагестанскому сценарию".

По данным "НГ", сегодня в Татарстане более трех тысяч салафитов. По словам Салмана, во время пятничных намазов в татарстанских мечетях полно последователей ваххабизма, которые уже даже этого не скрывают. Одновременно идет ваххабинизация татарской молодежи. Ваххабитами выросло уже целое поколение. "МК" отмечает, что под салафитским влиянием находятся некоторые чиновники и депутаты.

В 90-е на обстановку влияли иностранные спонсоры, поддерживавшие салафитов, - преимущественно из Саудовской Арасии и Кувейта. Сейчас ряды экстремистов в Поволжье пополняются за счет переселенцев из Узбекистана и бывших боевиков с Северного Кавказа.

"Они женятся на местных татарках, а на работу устраиваются в ЧОПы, где имеют доступ к оружию. Активно участвуют в общинной жизни мечетей, формируют собственные джамааты, где проповедуют ваххабизм. Часть татарской молодежи под их влиянием едет на Северный Кавказ и набирается опыта в лесах под руководством тамошних боевиков. Затем возвращается, чтобы строить халифат у себя на родине - в Поволжье", - рассказал журналистам Раис Сулейманов.

nbsp;RIN 2000-