27 июля, 09:57

В зубах акул нашли основной компонент зубной пасты

В зубах акул нашли основной компонент зубной пасты Острые, как бритвы, акульи зубы являются идеальным орудием убийства. Они рвут и режут плоть несчастных жертв, но при этом всегда остаются прочными и не страдают от кариеса.

Немецкие учёные провели детальный химический анализ и выяснили, что зубы разных видов акул покрыты слоем фторида. Этот минеральный компонент большинства зубных паст круглосуточно защищает морских хищников от стоматологических проблем.

"В то время как основным элементом зубной эмали человека и других млекопитающих является минерал гидроксиапатит, в состав акульих зубов входит большое количества фторапатита, - рассказал соавтор исследований Матиас Эппле (Matthias Epple). - Для того чтобы сделать зубы более стойкими к воздействию кислот, в зубные пасты часто добавляют фторид. Когда мы чистим зубы, около 1% гидроксида заменяется фторидом. Эмаль акул полностью состоит из фторида. Если прибавить к этому тот факт, что они регулярно меняют зубы, становится ясно, что кариес акулам не грозит".

В статье, опубликованной в Journal of Structural Biology сообщается, что Эппле и его коллеги из университета Дуйсбурга-Ессена (Universität Duisburg-Essen) исследовали строение и химический состав зубов двух видов акул: мако (Isurus oxyrinchus) и тигровой (Galeocerdo cuvier). Выбор именно этих существ был обусловлен тем, что эти виды по-разному разбираются со своей добычей. Мако рвёт плоть жертвы, а тигровая акула буквально отрезает куски мяса.

В работе учёные использовали самые передовые технологии, включая фотографии, полученные с помощью растрового электронного микроскопа.

Учёные установили, что по строению и составу зубы обоих видов практически одинаковы. При этом они оказались не прочнее человеческих, и также имеют под эмалью мягкий и эластичный дентин, правда, содержащий больше белка.

"Факт одинаковой прочности акульих и человеческих зубов может вызвать удивление, - говорит Эппле, - ведь фторапатит прочнее гидроксиапатита, а значит, жёсткость наших зубов обеспечивают дополнительные факторы. Например, архитектура кристаллов эмали и наличие белковых включений".

По одной из версий учёных, фторапатит менее растворим в воде, чем гидроксиапатит. Таким образом, эмаль акул долго остаётся стабильной и противостоит бактериальной угрозе.

Помимо "встроенной зубной пасты" акулы поддерживают здоровье зубов, регулярно заменяя их. Правда, делают они это не для борьбы с кариесом, а потому что часто теряют зубы во время охоты и последующего ужина.