21 сентября, 16:42

Американские генетики раскрыли эволюционную историю змей

Американские генетики раскрыли эволюционную историю змей Большинство современных видов змей живут на поверхности. Для того чтобы проследить историю развития этой группы пресмыкающихся, исследователи из университета Стони Брук (Stony Brook University) проанализировали 44 гена у 161 существующего вида ящериц и змей, а также около 60 ископаемых таксонов.

Учёные построили филогенетическое дерево, отражающее эволюционные взаимосвязи между отдельными видами на молекулярном уровне, и сопоставили результат с внешним и внутренним строением пресмыкающихся (морфологическими данными).

Результаты беспрецедентной по масштабу для рептилий работы были опубликованы на днях в журнале Biology Letters.

Оказалось, что практически все существующие на сегодняшний день змеи произошли от группы роющих слепых змей (Scolecophidia). Современные представители этого инфраотряда обитают под землёй и в длину достигают 100 сантиметров, причём встречаются виды длиной всего два миллиметра.

Исследователи во главе с Джоном Винсом (John Wiens) поясняют, что подземное происхождение отразилось на анатомии всех современных видов змей. "Например, независимо от того, где они живут, змеи имеют удлинённое тело с относительно коротким хвостом.

За пределами подотряда такая форма тела встречается только у некоторых ящериц, ведущих подземный образ жизни, - рассказывает Винс в пресс-релизе. - Змеи сохранили такое строение тела на протяжении всей эволюционной истории, для того чтобы иметь возможность приспособиться к любой среде обитания: от тропических лесов до бесплодных пустынь и даже океанического дна".

Учёные отмечают, что работа со столь обширным генетическим материалом помимо интересных открытий преподнесла множество новых вопросов в области эволюции пресмыкающихся, на которые только предстоит найти ответы.