25 сентября, 16:14

Учёные дополнили атлас человеческого мозга информацией о генах

Учёные дополнили атлас человеческого мозга информацией о генах Американские учёные из Института исследований мозга Аллена (Allen Institute for Brain Science) составили электронный атлас человеческого мозга (Allen Human Brain Atlas), доступный в Интернете всем желающим.

Для этого они провели детальное изучение мозга двух умерших мужчин (24 и 39 лет) и половины мозга третьего человека. Результаты работы опубликованы в журнале Nature.

Сначала исследователи сканировали образцы с помощью магнитно-резонансного томографа. Также они использовали методику диффузной тензорной визуализации, чтобы получить трёхмерную схему пучков нейронов внутри мозга. Затем они разделили каждый экземпляр на множество частей и установили количество и уровень активности генов для каждого отдельного участка. Оказалось, что 84% из более чем 20 тысяч элементов ДНК человека активно работают в нашем мозге.

Учёные сравнили между собой данные, полученные от разных образцов, и обнаружили большое сходство в молекулярном строении и генетических особенностях мозга разных людей. Затем они наложили геном человека на схему его мозга и получили своеобразную карту, содержащую информацию о том, какие гены активны в той или иной области.

"Мозг человека является очень сложной структурой, и одна из основных задач современной биологии - понять, как он устроен и организован, - говорит профессор Сет Грант (Seth Grant) из Эдинбургского университета, который участвовал в создании атласа. - Эти исследования позволяют нам установить связи между генетическим кодом и функциями мозга, что поможет разгадать причины некоторых генетических нарушений и заболеваний".

Учёные также не выявили серьёзных различий в функционировании генов правого и левого полушария мозга, которые, как известно, отвечают за разные задачи. Они предполагают, что выполнение специфических функций определяется морфологическим строением и нейронными связями, но не генетическими особенностями.

Атлас человеческого мозга размещён в открытом доступе на сайте проекта. Его создатели надеются, что другие исследователи сравнят эту информацию с собственными результатами и восполнят существующие пробелы.

Уже сейчас можно сказать, что атлас вызвал большой интерес в научном мире. С момента публикации первых данных в мае 2010 года более 4000 учёных использовали его в своей работе, каждый месяц сайт проекта посещают порядка 5000 уникальных пользователей. В дальнейшем Институт психолингвистики Макса Планка (Max Planck Institute for Psycholinguistics) собирается задействовать атлас для исследования симметрии мозга.