Российская Информационная Сеть
27 сентября, 13:47

На доме Целиковской появилась мемориальная доска (видео)

На доме Целиковской появилась мемориальная доска (видео) В Москве установили мемориальную доску знаменитой актрисе Людмиле Целиковской. Она стала звездой после фильма "Сердца четырех". Потом были еще десятки лент, самые известные картины 40-х годов - "Попрыгунья", "Воздушный извозчик".

А еще она сыграла царицу в "Иване Грозном" - за этот фильм вся съемочная группа получила Сталинскую премию. Награда не досталась только Целиковской - по личному решению руководителя государства.

Вахтанговцы в полном составе покинули родной театр, чтобы стать участниками волнительного действа на Новинском бульваре. Василий Лановой и Римас Туминас сбрасывают золотую ткань. Мемориальная доска - легенде Театра имени Вахтангова, звезде советского кино Людмиле Целиковской. Прямо напротив памятной таблички, посвященной ее мужу - архитектору Каро Алабяну. Здесь, в доме N 18, и жили знаменитые супруги.

"У меня был пожар. И все сгорело - самые ценные для меня книги, которые мне подписывали. Люда подписала мне книжку, я ничего не сочиняю. Она мне написала: "Стой под дождем! Пусть пронизывают тебя его стальные стрелы - стой! Стой, несмотря ни на что! Жди солнца. Оно зальет тебя сразу и беспредельно!" - вспоминает народная артистка РСФСР Людмила Максакова.

Скульптору Андрею Балашову удалось передать ее пронизывающий взгляд, который сводил с ума зрителей, говорят вахтанговцы. На гастролях после спектаклей Целиковскую, рассказывают, спускали по пожарной лестнице - у входа ее всегда ожидала толпа. В театр, которому отдала полвека, Людмила Васильевна попала еще студенткой Щукинского училища, перед войной. Старейшая актриса труппы 96-летняя Галина Коновалова прекрасно помнит, какое впечатление Люся, как все ее называли, произвела на коллег.

"За мной ухаживал молодой человек, и я его как-то его, кривляясь, спросила: "Что такое лучистые глаза?" он сказал: "Пойдите в тот коридор, там стоит барышня - вот у нее лучистые глаза". Так я узнала, что это такое", - рассказывает Галина Коновалова.

В 1940-м красавицу заметил режиссер Максим Юдин и предложил ей главную роль в своей комедии "Сердца четырех". Это была ее любимая картина, потому что играла она себя. Так же, как ее героиня Шурочка, Целиковская обожала сладкое, ненавидела математику и любила музыку - дочь оперной певицы и дирижера Большого театра, она училась в Гнесинской школе, но призванием музыка для нее не стала. Хотя в фильме "Сердца четырех" песню исполнила сама.

Началась война. Вместе с вахтанговцами Целиковская поехала на фронт. Своими выступлениями она так воодушевляла солдат, что они поднимались в бой с криками: "За Родину! За Сталина! За Целиковскую!"

"Сколько мечтали о ней военные! Вот мне рассказывал мой дядя, который был летчиком: "Вот она для нас всю войну была как магнит такой, мы смотрели картины, военные короткометражки..." Она ездила в бригадах", - говорит народный артист СССР Василий Лановой.

Покоренный ее выразительными васильковыми глазами, Сергей Эйзенштейн пригласил Целиковскую на роль царицы Анастасии в фильме "Иван Грозный". Одна из немногих ее драматических работ. Может быть, из-за амплуа комедийной актрисы ее не жаловали критики и правительство. За картину "Иван Грозный" Сталинскую премию получила вся съемочная группа, Целиковскую же генералиссимус из списка вычеркнул. Сказал: "Царицы такими не бывают".

Зато через 10 лет за роль в фильме "Попрыгунья" Самсона Самсонова она получила "Серебряного льва" Венецианского кинофестиваля.

"Она была очень глубокий, очень серьезный человек, совсем не такой труляляшкой, какой она казалась из-за опереточных ее выступлений и ролей. Она очень глубокий человек. Во-первых, очень образованный, все время образовывалась сама, учила языки, никогда не сидела без дела. А когда совсем уж нечего было делать, она вязала дивные вещи!" - вспоминает Галина Коновалова.

После рождения единственного сына Александра она всю себя отдала его воспитанию, перестала играть в кино и в театре. При этом переводила пьесы с английского. Во многом ее звездное имя помогло Юрию Любимову - режиссеру, как тогда считалось, политически неблагонадежному - открыть Театр на Таганке.

И все знаменитые таганковские инсценировки повестей и романов тоже писала она, в том числе к знаменитому спектаклю "...А зори здесь тихие". Хотя официально она работала вместе с Любимовым, который стал ее мужем после смерти Алабяна, только над одним спектаклем - композиции по стихам Пушкина "Товарищ, верь!"

nbsp;RIN 2000-