Российская Информационная Сеть
9 октября, 12:09

Иран берет под тотальный контроль валютный рынок

Иран берет под тотальный контроль валютный рынок В скором времени противостояние между властями Ирана и трейдерами на валютном рынке может завершиться: правительство полностью возьмет под контроль валютный курс и обеспечит полный надзор за торговлей риалом.

Речь идет о порции драконовских мер, которые призваны стабилизировать стихийно развивающуюся ситуацию по обесценению национальной валюты. На прошлой неделе обменный курс риала доходил до 37,5 тыс. за $1 США. Всего за 10 дней он обесценился на треть, а за последние 15 месяцев - на две трети.

Главная задача правительства Исламской Республики в настоящее время сводится не к тому, чтобы стабилизировать валютный курс, а к тому, чтобы обеспечить тотальный контроль над валютным рынком. В связи с этим свободный обмен планируется закрыть, а оставшихся трейдеров перевести под патронаж властей. В результате Тегеран будет на 100% контролировать все обменные операции, что обеспечит необходимую базу для дальнейших действий.

В то же время государственный орган, ответственный за ведение валютно-обменных операций, рекомендует продавать доллар по курсу 28,5 тыс. риалов, что на четверть ниже текущего реального курса. Хуже того, буквально накануне представители иранских властей в ходе своего выступления по государственному телевидению призвали сбить курс национальной валюты до отметки в 25 тыс. 550 риалов за одного "американца".

Понятное дело, что независимые трейдеры выступают против подобной политики и не желают подчиняться требованиям властей. Однако в этом случае обменники сталкиваются с куда более серьезной угрозой, нежели банальные убытки от неэффективного курса. Всех трейдеров, которые откажутся подчиниться, ждет обвинение в манипуляциях на валютном рынке с последующим арестом. К слову, в последние дни по этой статье за решетку уже успели попасть два десятка человек.

Впрочем, надеяться на то, что это последствие международных санкций будет полностью решено, не приходится. Хотя власти и смогут побороть беспорядок, который начался от санкций, но рискует начать разрастаться коррупция и еще сильнее ухудшиться состояние бизнеса. Да и населению придется искать валюту на черном рынке, который и так сильно ограничен в своих возможностях.

Напомним, что официальный обменный курс и курс на черном рынке начали расходиться еще в середине 2010 г., когда были введены первые санкции против Ирана. Однако со 2 октября текущего года динамика стоимости риала к доллару показывает буквально свободное падение.

Стремительное снижение валюты уничтожает покупательную способность риала, что порождает разрушительный рост цен - гиперинфляцию. По подсчетам ряда экспертов, месячная инфляция в Иране достигла 70%. Хотя официальная цифра - "всего" 25%. Последние случаи такого явления были зафиксированы в Зимбабве в 2008 г. и в Северной Корее в 2009-2011 гг. Стоит отметить также, что серьезное снижение стоимости валюты практически всегда приводит к падению и других экономических показателей. Поэтому экономика нефтяной страны оказывается на грани краха.

Вместе с тем в Тегеране, в крупнейшем торговом центре, предприниматели закрывают магазины в знак протеста, требуя от правительства принять незамедлительные меры по стабилизации курса риала.

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что против страны ведется экономическая война и враги заинтересованы в ухудшении экономической ситуации в Иране.

На этом фоне Центральный банк Ирана принял решение ограничить разрешенные объемы ввоза и вывоза валюты из страны суммой в $5 тыс., чтобы стабилизировать валютный рынок.

Санкции, направленные против Ирана, фактически создали условия для сегментирования валютного рынка страны, то есть существуют два рынка валюты: один - предназначенный для операций, проводимых в иностранной валюте на счетах иранских банков, другой - рынок купюр на рынке Тегерана, в случае если необходима наличность.

Этот рынок является относительно небольшим, поэтому курс может колебаться достаточно быстро, демонстрируя высокий уровень волатильности.

nbsp;RIN 2000-